Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Образование в средние века. Светские и духовные школы.

Продолжаю выкладывать материалы о воспитании детей в старое доброе время.

Народное образование в городах

 Начиная с XIII века городскому хозяйству прибавился еще один, правда небольшой источник расходов ― расходы на народное образование.

 

Средневековые школы являются, вообще говоря, созданиями церкви, низшее же образование вплоть до конца Средних веков оставалось в руках духовенства.

Соперниками церкви на поприще народного образования и являются города. Это вполне понятно. Церковные школы воспитывали будущих клириков, между тем как жизнь предъявляла требования уже совершенно иного характера. Купцу нужно было, чтобы его сыновья умели писать на родном языке и хорошо считать, знали правила вычисления процентов и другие основы коммерческой арифметики. Вот этого-то как раз и не давала  церковная школа, и этим обусловливалась успешность борьбы светского начала с церковным в сфере народного образования.

Не сразу, конечно, пришли к пониманию необходимости именно светской школы. Вначале спрос на грамотных людей выражался простым увеличением количества школ существующего типа. Первым шагом здесь было, вероятно, открытие параллельных классов при городских монастырских и соборных школах; в основных обучались свои послушники, а в параллельных — пришлые молодые люди, готовящиеся к духовному сану, и миряне. В XIII веке во всех крупных городах Европы появляются уже низшие школы иного типа; они называются  «приходскими» и «городскими»; однако, к приходу и вообще к какому-либо церковному учреждению они отношения уже не  имеют, но с другой стороны и светского характера не носят; это пока все еще точные сколки с церковных школ как по программам преподавания, так и по его методам. Отличие их от параллельных отделений церковных школ заключается в том, что они находятся в ведении городских управлений, и только.

На этой стадии развитие школьного дела, конечно, не могло остановиться. Купцу было совершенно безразлично, знает ли его сын тонкости латинской грамматики или богословское учение о составе чисел, умеет ли он петь церковные гимны. Ему нужен был грамотный купец. Естественно, что спрос на светскую школу, где бы в центре преподавания стоял не латинский, а родной язык, прежде всего обнаружился в крупных торговых центрах. В Пьяченце, Ферраре, несколько позже в Милане появляются светские школы в XIII столетии, в Тревиджи, в Бреши около 1338 года в городских  светских школах обучалось 8 000—10 000 детей обоего пола.  В Милане и Ферраре, учителя оснобождались от сторожевой и военной службы, чтобы иметь все время свободным. В других странах, в богатом фламандском городе Генте, светская школа появляется уже в конце XII века. В ганзейских городах светские школы всюду учреждаются в XIII веке, по крайней мере,  с его середины, когда деловым языком перестал быть латинский.  Затем они распространились по всей Европе. Правда, городским управлениям приходилось тратить много усилий, чтобы сломить оппозицию учителей церковных школ и их старшин,  так называемых схоластиков. Эти благочестивые люди смотрели на открытие светской школы, которая подрывала их доходы, как на нарушение их освященной временем преподавательской монополии, поднимали бесконечные тяжбы, доводили дело до римской курии. Только приличной суммой денег удавалось городам заткнуть их алчные глотки. Но, хотя церковная школа оставалась еще довольно долго преобладающим типом низшего учебного заведения, дни ее тем не менее были сочтены*. С возникновением гуманистической литературы в сознание общества стали  мало-помалу  проникать  более  трезвые  педагогические взгляды. Леонардо Бруни (1369—1444) первый заговорил о реформе преподавания; его идеи были разработаны Верджерио, Гуарино и другими гуманистами, а Витторино да Фельтре", которому   оказывали   покровительство   Гонзаги   мантуанские, устройством своей Саsа gioiosa положил практическое начало реформе народной школы. Движение в следующую эпоху распространилось повсюду:  Гергард Грот с учениками в Германии, Джон Колет в Англии усердно трудились над пересозданием старых школьных основ. Ясно, что первый приют школы нового тиа нашли в городах.


А.К. Дживегелов Средневековые города в Западной Европе
Tags: дети история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments