Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

6 уровней развития морали ребенка по Лоуренсу Колбергу

Изложено мною, для одной книжки, которая, надеюсь, скоро выдет. :))

Предупреждаю сразу: "мораль" и "нравственность" используются в тексте как синонимы потому что:
1) Прямой перевод с латыни  mos --moralis на русский так и будет: нрав -- нравственный,
2) То, что в России традиционно называют нравственностью -- это мораль микро-социумов, а в данном случае совершенно безразлично идет ли речь о микро-или макро-социуме, механизмы одинаковы.


В 60-е годы XX века Лоуренс Колберг выделил шесть стадий морального развития ребенка.

 

Ориентация на результат.

На первой стадии совсем еще маленький ребенок ориентируется только на наказания и поощрения со стороны взрослых. Так еще в 9 — 10 месяцев он вполне может усвоить, что ему нельзя совать пальцы в розетку, или крутить ручки у плиты, даже не имея печального опыта общения с электричеством и огнем. Для него достаточно окрика матери и слов: «Нельзя! Будет больно!» Что такое «больно» девятимесячный ребенок обычно уже неплохо знает. В полтора-два года он усваивает, что писать в горшок «хорошо», а в штаны «плохо». При этом он, разумеется, знать не знает ни о какой нравственной оценке своих поступков, да это ему еще и не надо. Поэтому бессмысленно говорить двухлетнему ребенку, отобравшему игрушку у соседа по песочнице: «Как тебе не стыдно?» Гораздо проще и понятнее для ребенка будет такая фраза: «Я вижу, тебе очень нравится эта игрушка. Но отбирать ее нельзя. Давай попробуем поменяться».

Ориентация на удовлетворение собственных потребностей.

На второй стадии ребенок становится более ловким умелым и предприимчивым, он пробует разные стратегии поведения и считает хорошими те, с помощью которых добивается успеха. Например, если ему понравилась чья-то игрушка, он может не только попытаться отобрать ее силой, но и предложить обмен, выклянчить, устроить соревнование, в результате которого игрушка достанется победителю, и наконец. уговорить родителей купить ему точно такую же. Как видите, «набор стратегий» ребенка уже гораздо шире и он может выбирать между ними в зависимости от внешних условий. Однако ни о какой нравственной оценке речь еще не идет. Ребенок не может оценить свой поступок «с точки зрения общества», он рассматривает его только со своей собственной точки зрения (психологи называют такую позицию эгоцентризмом и считают что она совершенно нормальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста — у них еще слишком мало опыта и недостаточно развито мышления для того, чтобы они могли принять в внимание влияние своих поступков для других людей). Ребенку бессмысленно говорить: «Как ты думаешь, что было бы, если бы все поступали так как ты», гораздо лучше он поймет аргументы, обращенные непосредственно к нему «Смотри, ты обидел девочку, и теперь тебе не с кем играть».

Первые две стадии Колберг назвал «доморальным уровнем» и наверное теперь вам понятно почему. А теперь — внимание! Как вы думаете, в каком возрасте происходит переход с «доморального» на «моральный» уровень? Разумеется, для каждого ребенка эти сроки индивидуальны, и все же психологи называют цифру 9 — 10 лет.

Желание «быть хорошим».

На третьей стадии ребенок уже может оценить собственное поведение со стороны, с точки зрения моральных принципов предложенных родителями и учителями. Ему уже знакомо чувство стыда и он хочет выглядеть хорошо в глазах значимых людей. Однако ребенок еще недостаточно самостоятелен ― стоит ему уйти из под присмотра и он, кажется, забывает обо всем, чему его учили родители. Взрослые часто удивляются лицемерию детей, которые на уроках говорят красивые слова о дружбе и взаимовыручке, а на переменах жестоко избивают одноклассников в туалете. Однако дети действуют в соответствии со своими представлениями о морали. Здесь как никогда важен пример взрослого ― если вы соблюдаете правила движения только вблизи поста ГАИ, заставляете ребенка заниматься, только после того, как его отругал учитель, не платите за проезд, если поблизости нет контролера, ребенок быстро усваивает правило: «Не пойман ― не вор».


Соблюдение закона и выполнение долга.

По данным Колберга среди подростков 13 лет примерно 30% находились на третьей стадии развития морали ― т.е. ориентировались на похвалу или порицание со стороны взрослых. Еще 30% достигли четвертой стадии ― они опирались на знание закона. Они понимали что законы призваны защищать одних членов общества от произвола других и признавали равенство людей перед законом. Кроме того, подростки начинали понимать, что закон является определенной гарантией, и может помочь в некоторой степени контролировать ситуацию (например можно заявить учителям или родителям, что те «не имеют права» поступать так то и так то). Именно в это время подростки увлекаются разного рода «играми в суд», создают компании, подчиняющиеся собственному строгому кодексу и.т.д. Требование «играть по правилам» понятное каждому ребенку превращается в требование «жить по закону».

 На четвертой стадии ребенок может тщательно контролировать свое поведение, но при этом совершать безнравственные поступки, руководствуясь правилом: «Что не запрещено, то разрешено».


Общественные ценности и права человека

Если на первых стадиях ребенок соотносил свое поведение во основном с собственными желаниями, позже ― с интересами и ожиданиями своего окружения, то к 16 ― 18 годам он приходит к мысли, что не все законы, одинаково хороши и отвечают требованиям морали. На пятой стадии ребенок начинает считать моральным то, что способствует выживанию человечества и защите прав каждого человека. В этот момент уважение, которое они раньше испытывали к старшим, распространяется на все человечество и дети приходят к Золотому Правилу Нравственности («Поступая с другими так, как ты бы хотел, чтоб они поступали с тобой»). На шестой стадии человек сам выстаивает собственную мораль, опираясь на индивидуальные принципы, и может вступить в конфликт с обществом если считает, что общество несправедливо. Колберг считал что шестого уровня достигают лишь великие наставники человечества, такие как Ганди, Гнери Дэвид Торо или Мартин Лютер Кинг. Я добавила бы к этому ряду имя великого педагога Януша Корчака.

К сожалению далеко не все дети проходят даже первые пять стадий развития морали. Сам Колберг писал в своих исследованиях: «Автор сталкивался с учителями, которые просили своих 13-летних учеников не мошенничать «потому что человек, у которого ты списываешь, возможно, сам делает неправильно, так что ничего хорошего это тебе не даст». Большинство этих детей могли бы найти более зрелые причины тому, чтобы не обманывать». Ребенку не раз придется встретиться со взрослыми «застрявшими» на третьей, а то и на второй стадии морального развития, будьте готовы помочь ему сориентироваться.

 


Tags: о воспитании
Subscribe

  • умилительное

    Царица Прасколья, вдова царя Иоанна, брата и соправителя Петра, пишет в Мекленбург, совей внучке, дочери герцога Мекленбургского: «Друг мой…

  • Девушка из хорошей семьи

    По ходу написания новой книги натолкнулась вот на такую историю из периода Сереьбряного века: Поликсена Сергеевна Соловьева, публиковавшая стихи…

  • Семейная сага

    Есть у меня знакомая -- подруга и сверстница моей мамы, которая очень любит читать семейные саги. А я, к стыду своему могу вспмнить только "Сагу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments

  • умилительное

    Царица Прасколья, вдова царя Иоанна, брата и соправителя Петра, пишет в Мекленбург, совей внучке, дочери герцога Мекленбургского: «Друг мой…

  • Девушка из хорошей семьи

    По ходу написания новой книги натолкнулась вот на такую историю из периода Сереьбряного века: Поликсена Сергеевна Соловьева, публиковавшая стихи…

  • Семейная сага

    Есть у меня знакомая -- подруга и сверстница моей мамы, которая очень любит читать семейные саги. А я, к стыду своему могу вспмнить только "Сагу…