Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

1-ому сентября посвящается

В результате редактирования очередной книжки у меня выпали из окончательного текста кое-какие главы, которые я с удовольствием предлагаю вам:

О мотивации школьника.

 

 

Молодой папа приводит сына из детского садика и рассказывает:  

― Были вчера на консультации перед школой. В общем  психолог остался доволен. Эрудиция, интеллект  ― все на уровне, в чем разница я не понимаю, да это и неважно, и так по всем позициям кроме одной. У него НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ. Что это вообще такое? Жена говорит что я сам такой и потому дети такие же. Даже не знаю что ответить потому что не понимаю о чем она. Поясните пожалуйста.

Я объясняю, что мотивация ― это побуждение, которые придают действиям людей цели и направления. В данном случае речь шла о том, насколько мальчик готов учиться и насколько он хочет этого.

― А что делать, если не хочет? ―  спрашивает папа. ― Ремень поможет? Или придется идти на индивидуальное обучение?

― Подождите, еще не все потеряно, ― отвечаю я. ― На самом деле в 6 лет у ребенка мотивация к обучению может быть разве что в виде исключения. Однако к 8 -- 9 годам ею уже неплохо бы обзавестись, так как сильно упрощает дело и для ребенка и для родителей.

Для дошкольника основным средством и способом развития является игра. Оказавшись в школе малыши обычно продолжают некоторое время по-инерции играть в школу. Вскоре они понимают, что в этой игре есть некий постоянный «водящий» ― учитель, от решения которого зависит кто будет считаться «хорошим учеником», а кто «плохим». Если ребенок еще не разуверился окончательно в авторитете взрослых, он начинает учиться «для учителя», для того, чтобы учитель его похвалил. Позже он начинает учиться «чтобы над ним не смеялись», «чтобы на прослыть дураком», а еще позже «чтобы много знать», «чтобы получить хороший аттестат и поступить  престижный ВУЗ», или «чтобы разобраться как все на свете устроено» (кстати одно совсем не мешает другому).

Однако на этом пути ему могут встретиться два препятствия.

Во-первых, если по каким-то причинам учитель не дает ребенку возможности накопить «опыт победителя»  (вне зависимости от реальных успехов ребенка) , то ученик очень быстро понимает, что не может быть «хорошим»и часто в такой ситуации он решает стать «плохим», или даже «самым плохим», лишь бы обратить на себя внимание и иметь возможность выразить  овладевшее им чувство разочарования и обиды.

В таком случае родителям стоит сделать все, что в их силах, чтобы избавить ребенка от клейма неудачника. Речь может идти об очень простых вещах: проследить, чтобы ребенок брал с собой все необходимые учебники и тетради, убедиться, что он правильно сделал и понял домашнее задание, помочь ребенку подготовить доклад к уроку. Обратите внимание: я не говорю «сделать за ребенка», потому что так вы только убедите его в том, что он беспомощен и сам по себе ничего не стоит.  Если же ситуация уже зашла далеко и ребенок сильно отстает, есть смысл подумать о дополнительных занятиях , только нужно найти репетитора, который сможет «говорить с ребенком на одном языке» и будет больше хвалить за успехи, чем ругать за ошибки. Кстати, хорошим репетитором может стать старший школьник, если он достаточно ответственен и любит возиться с младшими.

 Неплохо если у ребенка также будет возможность заниматься тем, что у него  хорошо получается, чтобы он не чувствовал себя полной бездарностью.

Во-вторых, сами учителя нередко делают все, чтобы подорвать собственный авторитет. И если само по себе это не беда (ребенок не обязан уважать всех взрослых, с которыми его сталкивает судьба) то когда ребенок переносит свое отношение к учителю на предмет, который преподает этот учитель, тут и начинаются неприятности.  Противная «математичка»  может на всю жизнь привить ненависть к математике, а ленивый учитель географии быстро убедит своих учеников, что география ― это скучно.

Мы не всегда можем выбирать учителей для своих детей. Но мы можем объяснить ребенку, что учитель ― тоже человек , он может быть пристрастным, может ошибаться. Вы можете заступиться за ребенка перед учителем (а если учитель терроризирует весь класс вы можете обратиться к директору). Вы можете наконец показать ребенку, что многие достойные люди работают в той же области, что и нелюбимый учитель (например, познакомив его в занимательными книгами по математике или с фильмами о великих путешественниках). И тогда, возможно, не за горами тот день, когда школьник поймет, что постоянно узнавать что-то новое и расширять свои представления о мире ― это само по себе удовольствие

В другую ловушку попадают дети, которым кажется, что «они все знают». Чаще всего это случается в первоклассниками, которые приходя в школу умеют читать и писать. В первом полугодии первого класса им в самом деле «нечему учиться» (и это очень хорошо, у них есть возможность спокойно привыкнуть к школьной дисциплине, к ритуалу домашнего задания и научиться не путаться в собственном портфеле). Но уже со  второго полугодия в большинстве школ начинается систематическое изучение основ правописания,  математики и литературы, очень скоро к этому присоединяются иностранный язык, информатика и другие предметы и излишне самоуверенный школьник может не успеть включиться в работу и сам не заметит, как окажется «в хвосте». А едва ребенок перестает делать успехи, у него закономерно падет мотивация, что тут же сказывается понимании и соответственно на оценках . Таким образом ребенок  легко может попасть в замкнутый круг неуспеха. Как этого избежать? Во-первых, следить не только за оценками ребенка, но и периодически задавая вопросы убеждаться, что он понимает общие закономерности того или иного учебного предмета. Во-вторых, сделать акцент на формальных требованиях. «Понимаю, что тебе не трудно решить эту задачу. Но не менее важно уметь записать ее так, чтобы другие люди могли  понять как ты рассуждал». И в-третьих, попросить учителя давать ребенку дополнительные задания: сделать доклад, оформить стенд, помочь отстающим детям. Ведь  очень важно умение использовать свои знания, умения вести себя в разных ситуациях,  умение точно понять  и  выполнить и чужие инструкции, умение придумать свой способ выполнения задания, умение задаваться вопросами и разыскивать ответы. И где же ребенку всему этому учиться, если не в школе?

. Об этом я и рассказала обеспокоенному папе. Закончила я так:

― Мне кажется, самый простой способ для ребенка приобрести мотивацию к обучению: видеть родителей которые с удовольствием и последовательно учатся чему-то. На западе сейчас популярна концепция "непрерывного обучения" ― необходимость постоянного повышения квалификации, которая мне в этом смысле очень нравится.

Папа отреагировал мгновенно:

― Ужас! Это невозможно!

Подумайте

Жалуются ли  учителя на то, что ваш ребенок ленив и не хочет учиться? Замечаете ли вы сами, что ребенок относится к учебе, как к игре? Каково было ваше отношение к учебе, когда вы учились в школе? Бывали ли ситуации (в том числе и вне школы) когда учеба доставляла вам удовольствие? С чем это было связано? Случалось  ли вам изучать что-то «по доброй воле» и из чистого интереса? Нравится ли вам концепция «непрерывного обучения» или кажется лишней нагрузкой?

 

Обсудите с ребенком

Тебе бывает скучно на уроках? Как ты думаешь, почему? Ты ничего не понимаешь, или наоборот, слишком хорошо знаешь тему урока? Как ты думаешь, что мы сможем с этим сделать? Какие знания, полученные в школе, кажутся тебе лишними? О чем ты хотел(а)  бы узнать больше?



Tags: о воспитании
Subscribe

  • Девушка из хорошей семьи

    По ходу написания новой книги натолкнулась вот на такую историю из периода Сереьбряного века: Поликсена Сергеевна Соловьева, публиковавшая стихи…

  • Хапер Ли "Пойди подставь сторожа"

    Дочитала, и имею что сказать. Во-первых, роман сделан с таким местерством, которого не ждешь у начинающего автора. Харпер Ли практически нечего…

  • Если бы книги обладали волшебной силой

    Предположим: прочемл "Муму" -- и никогда не будешь жесток с животными. Гаратированно. Или прочел "Преступление и наказание" -- и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments