Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Статья о салонах (не моя) часть 1

В.И.Успенская

ЖЕНСКИЕ САЛОНЫ В ЕВРОПЕ XVII-XYIII ВЕКОВ

 

Спор о женской природе и качествах женственности (querelle des femmes), начатый еще в XIY столетии французской писательницей Кристиной де Пизан[i] стал одной из тем для дискуссий в салонах - новых социальных институтах, появившихся в Париже, а затем и в других городах Франции и ставших популярными в европейских столицах в течение XYII-XYIIIв. Салоны были и институтом, и женским пространством,  в котором “поднимались вопросы об интеллектуальном равенстве женщин с мужчинами, о важном значении женщин в создании культуры, о мире и гармонии как общественных ценностях, противостоящих ценностям государства”[ii].

Не последнюю роль в том, что вопрос о природе женщин, их роли и положении в обществе стал центральным для салонов, играл тот факт, что именно женщины возглавляли салоны, приглашали гостей и руководили беседой. “Характерной чертой салонов, отличающей их от других культурных институтов, таких, как мужские литературные кружки и клубы в кабаре и кофейных домах, было доминирование в них женщин”[iii]. Салонная деятельность отождествлялась с общественной активностью женщин. Авторитет хозяек салонов противоречил традиционному подчинению женщин мужчинам в обществе - мире за пределами семьи. В связи с ростом влияния женских салонов на социальные процессы в XYII в. во Франции и доминирования в них женщин женский вопрос из интеллектуального превращался в вопрос социальный.     

Играют ли женщины негативную или позитивную роль в социальной структуре меняющегося общества, влияя через салоны, например, на социальную мобильность, на формирование общественного мнения, на расширение круга общественной элиты, на распространение среди буржуа аристократического стиля жизни? Вслед за Каролин Лужи, изучавшей женские салоны и социальную стратификацию во Франции XVII в., можно сказать, что “спор о женщинах” в эпоху пред-Просвещения “вмешался” в более широкий социальный “спор” того времени об организации общества[iv]. Анализ написанного о женских салонах XVII в. показывает, что сторонники нравственной ценности женского пола оправдывали общественное лидерство женщин, которое они проявляли в салонах. Противники расширения роли женщин в обществе (через салоны, например) ссылались на природную слабость женского пола и естественную зависимость от мужчин. Феминизм XVII в. во Франции выражался в позитивном ответе на вопрос, должны ли женщины играть общественную роль в обществе.

 

Изучение салонов

В западном обществоведении салоны, их социальные функции и роль в социальных изменениях в Европе XVII-XVIII вв. достаточно изученная тема. Еще в конце XIX в. появилось немало публикаций популярного характера о салонах с рассказами об интригах, любовных приключениях, скандальных историях  их хозяек[v]. Но были также тексты с попыткой показать положительную роль женских салонов прежде всего в утверждении правил цивильности и хороших манер - politesse (братья Гонкуры, например). Интерес к салонам как составной части “микроистории” (la petite historie) продолжился в начале XX в., в то время появилось немало обстоятельных биографий хозяек французских салонов и женщин-интеллектуалок из английского общества “синий чулок”[vi]

Новый этап интереса к салонам в Париже и других европейских столицах обозначился после публикации в 1962 г. работы Юргена Хабермаса “Структурная трансформация публичной сферы. Исследование категории буржуазного общества”. По Хабермасу, в возникновении, функционировании и эволюции “публичной сферы” в середине XYIII в. салоны играли роль центров свободных и критичных дискуссий, противостоящих двору и абсолютизму, а также выступали как пространства, в которых сглаживались социальные различия, вызванные происхождением и привилегиями. Теория Хабермаса, повышающая статус салонов как важной части “публичной сферы”, стала привлекательной для ученых-феминистов, которые начали исследовать салоны с целью показа их центральной роли в распространении идей Просвещения в Европе, прокладывании пути для Французской революции и идей равенства, в практиковании женского лидерства и женской солидарности[vii]. Э.Маркс и И. де Куртиврон, авторы антологии французского феминизма, отмечают, что “сложная история французского феминистского протеста начинается с салонов XVI-XVII вв. “ученых женщин” и “движения жеманниц” (preciosite)”[viii]. Некоторые исследователи, напротив, сосредоточились на показе ограниченных возможностей салонных женщин в продвижении идеи равенства полов (и вообще идей равенства), а также консерватизма салонов, выявления роли парижских салонов эпохи “старого режима” в сохранении status quo[ix]. Так, И.Пекач указывает на роль парижских салонов в сохранении консервативных традиций перед революцией; она считает, что салоны были не столько пространством, “формируемым женщинами для удовлетворения своих интеллектуальных амбиций и освобождения от мужского опекунства”[x], сколько нишей, в которой общество дозволяло им действовать вне дома, играть общественную роль в постановке хороших манер.



[i]См.: Успенская В.И. Феминизм до феминизма: Идея прав женщин в истории европейской социальной мысли //Гендерный калейдоскоп:Курс лекций. М. 2001. С.

[ii] Goodman D. Enlightenment Salons: the  Convergence of Female and Philosophic Ambitions//Eighteenth Century Studies 22, no3 (1989). P.237.

[iii] Lougee C. Le paradis de femmes: women, salons, and social stratification in Seventeenth-Century France. Princeton Univ.Press, 1976. P.53-54.

[iv]Idem. P.5.

[v] Mason A. The Woman  of the French Salons. NY, 1891; Kavanagh J.. Women in France during the Eighteenth Century. Vols. 1-2. NY., 1893; Tallentyre S.G. The Women of the Salons. NY., 1926.

[vi]Aldis J. Madame Geoffrin: Her Salon and Her Times 1750-1777. London, 1905; Hargrave M. Some German Women and Their Salons. NY., 1912; Jebb C. A Star of the Salons: Julie de Lespinasse. London, 1908; Ivanoff, N. Marquise de Sable  et son salon. Paris, 1927; Latour T.L.  Princesses, Ladies, and Salonnieres of the Reign of Louis XV. London, 1927; Tinker Ch. B. The salon and English letters: hapters on the interrrelations of literature and society in the age of Jonson. NY., 1915; Tornius V. Salons: Pictures of Society through Five Centures. NY., 1929; Wheeler E. Famous Blue-Stockings. L., 1910.

[vii] Boulding E. The Underside of History: A Veiw of Women Through Time. Colorado, 1968. P. 572-576; Bodek E. Salonieres and Bluestokings: Educated Obsolences and germinating Feminism // Feminist Studies 3 (Spring-Summer, 1976); Clergue H. The Salon. A Study of French Society and Personalities in the Eighteenth Century (1907).  NY, 1ё971; Dulong C. From Conversation to Creation // A History of Women. Vol . III: Renaissance and Enlightenment Paradoxes. Ed. By Natalie Zemon and Arlette Farge. Cambridge, Mass., 1993; Goodman D. Op.cit.

[viii] Marks E.,  de Courtivron I. New French Feminism. An Anthology. New York, 1996. P. 6.

[ix] Harth E. Cartesian Women. Versions and Subversions of Rational Discourse in the Old Regime. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1992; Pekacz J. Conservative Tradition in Pre-revolutionary France: Parisian salon women. New York., 1999.

[x] Pekacz J. Op.cit. P. 12.

Tags: феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments