Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Салоны часть пятая

Женские салоны в Англии       

По сравнению со знаменитыми салонами Парижа XVII-XVIII вв. лондонские салоны XVIII в. были более скромными, отличались более неформальными отношениями. Некоторые исследователи считают, что салонной культуры как таковой в Англии не было вообще, “существовало лишь  несколько салонов, возникших благодаря тесным связям с Францией”[i]. Многие салоны в Англии выросли из группы образованных мужчин и женщин, заинтересованных в литературе и интеллектуальных дискуссиях, известной под названием “синий чулок” (bluestocking). Кружок был основан Элизабет Веси и Элизабет Монтэгю как дискуссионная группа женщин-писательниц, в которую в качестве спикеров приглашались также мужчины-писатели[ii].

О названии “синий чулок”

Выражение  “синий чулок” впервые появилось в письме Э.Монтэгю в 1756 г. и связано с “чудачеством” мистера Бенжамина Стиллингфлита, ученого-ботаника, автора трактатов по естественной истории, постоянного и довольно эксцентричного посетителя интеллектуальных собраний женщин и мужчин лондонского “кружка”. Его речи, по воспоминааниям современников, были так блестящи, что его отсутствие на собраниях воспрималось как огромная потеря, и обычно говорили: “Мы ничего не можем делать без bluestokinga[iii]. Б.Стиллингфлит приходил на собрания в простых синих носках вместо положенных белых и шелковых. “Элегантная нога в белом шелковом носке была важной частью фешенебельной внешности джентльмена…; синие простые или шерстяные чулки были одеждой рабочего”[iv]. Синие чулки, которые обычно носили мужчины, возможно, были имитацией bas bleu собраний в Париже в салоне мадам де Полиньяк, где ношение синих чулок стало всеобщим увлечением, считает Фиже[v]. Просто некоторые мужчины, вместо того чтобы надевать положенные шелковые белые или черные носки, предпочитали ради эпатажа приходить на собрания в синих, хлопчатобумажных. 

Одни из первых участниц “blue” Элизабет Монтэгю и ее ирландская подруга Элизабет Веси стали использовать выражение “синий чулок” в своих письмах к друг другу с рассказами о деятельности подобных кружков, называя так интеллектуалов-мужчин, с которыми они дружили В переписке женщин лондонского интеллектуального кружка использовался также термин bluestocking doctrine, bluestocking philosophy для обозначения их особой философии “как ресурса против грубого мира политики”[vi].

В Англии XVIII в. “синими чулками” называли сначала мужчин и женщин, устраивавших и посещавших литературные вечера и диспуты. Постепенно так стали называть женские салоны и женщин “с притязаниями на интеллектуальность и асексуальную жизнь”[vii]. “Синими чулками” называли также жен и дочерей мужчин среднего класса, получивших домашнее образование и продолжавших повышать его посредством участия в чтениях и интеллектуальных дискуссиях.

Таким образом, название стало относиться лишь к женщинам с целью насмешки над их интеллектуальной серьезностью. Термин “синий чулок” был направлен прежде всего против образованных, пишущих и публикующихся женщин, которые возмущали своей серьезностью, самостоятельностью и стремлением вмешиваться в общественно-интеллектуальную жизнь, нарушая тем самым давно принятые мужчинами гендерные стандарты и правила игры в обществе. Поскольку термин стал относиться к женщинам, занятым литературной и организаторской деятельностью, то он приобрел устойчивый негативный смысл. Именно в таком значении термин распространился по Европе.

Хозяйками и посетительницами салонов в разные периоды второй половины XVII-XVIII вв. были английские писательницы Mary Delany, Mrs.Chapone, Lady Montagu, Fanny Burney, Hanna More. Большим влиянием пользовались, Ms. Monkton, Mrs. Montegue, Mrs. E.Carter, Fanny Burney, Mrs. Hannah More.

Ханна Мор (1745-1833), открывшая вместе с сестрами школу для бедных, была также автором нескольких книг по женскому образованию, среди которых такая, как “Критика системы женского образования” (1792). Участницы салонов активно поддерживали интеллектуальное творчество друг друга, изыскивали средства на издание книг, авторами которых были женщины (таким образом был издан роман Фанни Берни “Камилла, или Женские трудности”, осуществлен перевод ряда книг мадам де Севиньи и т.д.).  Без формального образования, без доступа к общественным делам эти женщины становились тем не менее серьезными учеными и творцами, пытаясь “построить мост” между частным миром женщин и властным миром мужчин”[viii].                       

Большим достижением “blue” было введение в Англии традиции совместных разговоров женщин и мужчин на интеллектуальные и литературные темы. “Они вытащили мужчин из таверн и кофе-хаусов не для игры в карты или флирта, а для интеллектальных дискуссий, тем самым утверждая способность женщин к разговору на “умные темы”. Тома переписки между женщинами-друзьями показывают,  как серьезно относились они к чтению”[ix]. K.Роджерс в своем исследовании об английском феминизме  XVIII в. отмечает, что “синие чулки” отвергали “дикую теорию” Мэри Уоллстоункрафт о правах женщин (благо условия позволяли им жить как хотелось, вести интеллектуальную жизнь). С точки зрения их философии во имя интеллектуальной эмансипации женщины должны были пожертвовать эмоциональной. Элизабет Монтегю замечала в письме к подруге  Элизабет Картер: “Ты и я никогда не влюблялись”[x]. Контроль над чувствовами превозносился как существенная доблесть. По их представлениям, только поднявшись над своей сексуальной природой, став сильной и рациональной, женщина может стать равной мужчине.

В начале ХХ в. на Западе было опубликовано несколько научных работ об участницах этих кружков, в которых по-разному оценивалась их активность. Этель Вилер в книге, изданной в 1910 г. под названием “Известные “синие чулки”, высоко оценивает этих исключительных женщин XVIII в., которые способствовали появлению в Англии салонов и “оставили бессмертные воспоминания и тома переписки”[xi]. Чонси Тинкер (1915) в книге о взаимодействии литературы и общества во времена Джонсона исследовал общественную деятельность bluestoking и критиковал женщин этого кружка за их литературные амбиции, претензии на самостоятельность суждений. Он также критически относился к публикациям в защиту женщин, которые в большом количестве стали появляться в конце XVII в.: “…поток защиты  показывает, что женщина забыла свое высокое назначение вдохновительницы и покровительницы литераторов… и решила заняться призрачными вопросами равенства и естественных способностей”[xii]. Он полагал, что их роль должна была заключаться в том, чтобы создавать салоны как центры, в которых мужчины, вдохновляемые умными женщинами, будут развивать свои литературные таланты, и сожалел, что английские женщины bluestocking не в полной мере имитировали французские салоны, чьи хозяйки способствовали прежде всего продвижению в обществе талантливых мужчин.  В других исследованиях, появившихся в середине ХХ в., также отмечалось, что по сравнению с хозяйками парижских салонов женщины лондонских кружков были более образованными и более нацеленными на публикацию своих произведенией, менее зависимыми от мнений мужчин, отличались развитым чувством женской солидарности, ценили женскую дружбу[xiii]. Но главное - они увеличивали возможности для общения женщин по интересам и поддержки творчества друг друга.

Несмотря на ограниченные возможности салонных женщин в продвижении идеи равенства полов, европейские салоны XVII-XVIII вв. (французские и английские, прежде всего) предстают как первые опыты расширения социального пространства для женщин, интеллектуального общения женщин и мужчин вне семьи, а также как первые попытки женских объединений по интересам, по-своему способствовавших формированию коллективного женского сознания, феминистского по своей сути.

 



[i] Шиферер Б. Указ. соч. С. 9.

[ii] Macksey J, Macksey K. Op.cit. P.97.

[iii] Longdon-Davis J. A Short History of Women. NewYork, 1927. P. 351.

[iv] Myers S. The Blue-Stocking Circle: Women, Friendship, and the Life of the Mind in Eighteenth Century England. Oxford, 1990. P. 6.

[v] Figes E. Patriarchal Attiudes. Persea Books, NY, 1987. P.93.

[vi] Myers S.  Op.cit. P.7-8.

[vii]Spender D. Women of   Ideas. London, 1982. P.101.

[viii] Spender D.   Op.cit. P.111-112.

[ix] Rodgers K. Feminism in Eighteenth Century England. Univ.of Illinois press, 1982. P.215.

[x] Цит. по: Rodgers K.  Op.cit. P.215.

[xi] Wheeler E.  Op.cit. P.4.

[xii] Tinker C.   Op.cit. P. 99.

[xiii] Bodek E.  Op.cit. P.16; Fergusson M. (ed.). First Feminists: British Women Writers, 1578-1789. Bloomington, 1975. P.23.

 

 

 

 

 

Tags: феминизм
Subscribe

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад! Но я поняла, что по-прежнему готова раздавать поэтесс всем желающим :))

  • (no subject)

    Недавно обнаружила на дзене тест о «Самых красивых героинях». Прошла его, и подумала, что же некрасивые? Разве они не заслужили внимания? И решила…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад! Но я поняла, что по-прежнему готова раздавать поэтесс всем желающим :))

  • (no subject)

    Недавно обнаружила на дзене тест о «Самых красивых героинях». Прошла его, и подумала, что же некрасивые? Разве они не заслужили внимания? И решила…