Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

О женском образовании в России

 Недавно с интересом почитала посты у [info]felix_mencat о высшем женском образовании в России.
А именно:
http://felix-mencat.livejournal.com/1348452.html#cutid1
http://felix-mencat.livejournal.com/1348225.html?mode=reply
и
http://felix-mencat.livejournal.com/1347936.html#cutid1

А сегодня
набрела на метериал о Петерубрге, причем не столько о высшем сколько о среднеспециальном образовании для небогатых девочек .

 

В 1770 году  в Санкт Петербурге по инициативе сподвижника Екатерины II  И.И. Бецкого был создан Воспитательный дом для воспитания и образования незаконнорожденных детей, сирот, и детей бедняков.    Туда принимали детей в возрасте до 2 лет, которые и  могли оставаться там до 21 года, получая начальное или среднее образование. За первые 100 лет было принято около 370 тысяч воспитанников, однако из-за плохих условий содержания среди них отмечалась высокая смертность (в конце XVIII века — до 80—90% детей до 1 года, в 1881 году — свыше 20%, в 1890-м – свыше 10%).

В 1771 году при Воспитательном доме был создан Родильный госпиталь, при котором позже (в 1811 году) был основан Повивальный институт.

В 1797 году Воспитательный дом перешел под управление императрицы Марии Федоровны и переехал в бывший дворец графа К. Г. Разумовского на набережной реки Мойки, дом 48.

С 1807 в Воспитательном доме открылись два так называемых «латинских» класса, в которых мальчики изучали медицину; 1812 – два параллельных класса, готовивших воспитанников к гражданской службе и преподавательской деятельности. Для девочек был создан отдельный класс, в котором готовили будущих учительниц, а в 1803 – создали отделение повивального искусства. В 1827 был открыт музыкальный класс, готовивший учителей музыки. В 1826 образование, полученное в Воспитательном доме, было приравнено к курсу гимназии: воспитанники могли поступать в университет или на гражданскую службу, а также становиться фельдшерами или садовниками.

Но в 1834 году во дворце Разумовского разместилось сиротское отделение (с 1837 года – Николаевский сиротский институт), а для Воспитательного дома было куплено здание рядом – дом 52.

В 1851 году при Воспитательном доме было основано отделение (позднее — школа) для приготовления нянь, в 1854 году -- училище фельдшериц, в 1864 году --  школа для образования сельских учителей, а в 1867 году --  женское училище.

В 1871 при Николаевском сиротском институте был открыт высший класс учительниц французского языка (Казанская ул., 3), куда принимали «девиц преимущественно из губернских институтов отличнейших по успехам и благонравию». В программу входили истории европейских литератур, особенно французской, география, декламация и методика преподавания, латинский язык. Также воспитанницы института могли получить профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев

В 1870-е при институте работали ремесленные курсы и реальное училище для 335 девиц от 14 лет, где их обучали домоводству.

В 1903 году при Николаевском сиротском институте было образовано Перове в России педагогическое учреждение — Императорский Женский педагогический институт с историческим, словесным и физико-математическим отделениями.

В 1839–1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50).

После Октябрьской революции, в начале 1918 года, Воспитательный дом и Николаевский сиротский институты были упразднены.

В 1918 году Императорский Женский педагогический институт был переименован в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922–1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

Среди экспонатов музея истории института имени А.И. Герцена  имеются уникальные коллекции  документов воспитанниц Воспитательного дома, Николаевского сиротского института (1887-1914 гг.), Императорского Женского педагогического института (1903-1921 гг.), III Петроградского педагогического института,

В 1991 году учебное заведение получило статус Университета.

Т.е. разумеется, девочек учили "традиционно -женским профессиям" и учили хуже, чем мальчиков. Но тем не менее это образование выгодно отличалось от, скажем,  образования смолянок. Девочки из Николаевского института могли работать на квалифицированной работе, содержать себя сами. И, что немаловажно, благодаря училищу фельшериц и повивальных бабок женщины могли получать квалифицированную медицинскую помощь от женщин.

 

 

Tags: феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment