Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Женский вопрос в Древней Греции

Нижеследующая статья была запрещена в публикации в журнале "Совершенно интимно" издательского дома "Попутчик". Редактора испугал заголовок. В дальнейшем я планирую ее разодрать и использовать для других статей, а пока почему бы не опубликовать ее в первозданном виде, поскольку обсуждение женских салонов в Англии как-то плавно свернуло в сторону Таис Афинской. По-моему статья забавная, и кстати, все факты в ней достоверные.

Елена Первушина

Что делали лесбиянки по ночам?

 

«Ну и вопрос! — скажете вы. — Неужели не ясно? И почему собственно "делали"? Делали, делают, и будут делать!»

Но дело в том, что я имею в виду не «розовых» подруг, а «натуральных» лесбиянок — жительниц острова Лесбос. Причем не наших современниц, а тех, что жили на своем острове пару тысяч лет назад. Итак, повторяю вопрос:

 

Что делали лесбиянки по ночам?

«И снова не понимаю, о чем тут спрашивать? — скажете вы. — По ночам женщины обычно спят. Или в одиночестве, или с мужьями или с любовниками. И за две тысячи лет тут немногое изменилось».

Что ж, вы во многом правы. Несомненно в древние времена жительницы острова Лесбос по ночам обычно спали. Иногда в одиночестве, иногда с законными мужьями, иногда с любовниками. Но так было примерно 352 ночи в году. А вот еще три ночи  осенью, древние лесбиянки занимались совсем иными делами. Их вообще не бывало дома. Они уходили в священную рощу и там справляли великий женский праздник в честь Деметры и Коры — древних богинь плодородия.

Почему мужчины, будучи полными хозяевами положения и имевшие по законы полную власть над женами, позволяли своим благоверным такие отлучки? Все очень просто. В мире Древней Греции жизнь всего полиса зависела от урожая. Хлеб означал жизнь в самом прямом смысле слова. Засуха, заморозки, нападения вредителей на поля — все это ставило полис на грань голодной смерти. Люди должны были любой ценой защитить себя от таких напастей. А коль скоро земля рожает колосья, так же, как женщины рожают детей, то по логике древнего мира именно женщинам надлежало совершать магические обряды, дарующие плодородие земле.

Об обрядах этого праздника мы знаем очень мало — в Греции написание книг было уделом мужчин, а мужчинам запрещено было видеть тайные праздники женщин. Но мужчины во все века были любопытны и не склонны считаться с запретами. И благодаря их любопытству до нас дошли смутные намеки на содержание обряда. Так в один из дней женщины, по-видимому, постились и очищали свое тело омовениями. Другой день, напротив, проходил в жертвоприношениях и пирах — женщины резали свиней, напивались допьяна, сквернословили, рассказывали друг другу скабрезные истории, жаловались на своих мужей и свекровок, хвастались своими любовными похождениями, словом вдалеке от мужских глаз давали себе полную волю. Психологический эффект этого обряда понятен, но не менее важен эффект магический: женщины в этот день сами становились землей щедрой, плодородной, опьяненной весенним дождем, всегда готовой к совокуплению и рождению, не знающей никаких преград для своих желаний.

Обряды третьего дня, непосредственно связанные с заклятиями семенного зерна и плодородия полей самые таинственные. Возможно в этих обрядах использовалась свиная кровь и мясо священных жертв. Ведь свинья у многих народов до сих пор является символом плодовитости и сытости.

Позже, культ изменится и женщины начнут служить не богиням плодородия и зерна Коре и Деметре, а богу-мужчине, богу-виноградной лозе Дионису-Вакху. Появятся легенды о вакханках и менадах — добропорядочных женщинах, которые одержимые Дионисом бросают свое веретено, мужа, дом  и детей и, одевшись в шкуры и взяв в руки длинные жезлы трисы, украшенные сосновыми шишками  (понятный символ) уходят в горы. Там они поют, танцуют до тех пор, пока не впадают в священный транс. Иные женщины кормят грудью оленят и волчат — это юные матери, бросившие своих детей в колыбели и убежали в горы, покорные зову Диониса. Впадая в священный транс женщины становятся волшебницами: под ударами триса из земли начинают бить родники и фонтаны вина, когда женщины царапают землю ногтями, из нее течет молоко. Мужчин, подсмотревших тайные обряды вакханок, те в гневе убивают, разрывая на части, как дикие звери.

Нам не известно, были ли легенды о вакханках только легендами, или подобные обряды все-таки справлялись в некоторых греческих полисах. Но следы тайных святилищ, где женщины поклонялись Деметре и Коре действительно были обнаружены во время археологических раскопок на Лесбосе. Так что мы можем с некоторой уверенностью говорить о том, что делали лесбиянки по ночам.

 

Что делали лемниянки, когда мужей не было дома?

Неподалеку от Лесбоса расположен остров Лемнос. В незапамятные времена этот остров посетили аргонавты, и обнаружили, что он населен лишь женщинами. Донельзя довольные сложившимся положением греческие герои тут же «разобрали» женщин и, отложив похож за золотым руном в долгий ящик зажили полноценной жизнью.

Только через два года герои решили поинтересоваться тем, куда делись мужья лемниянок. И в ужасом узнали, что все они были убиты взбунтовавшимися женщинами. Опасаясь подобной судьбы, аргонавты бежали с Лемноса и отправились дальше за золотым руном.

Но почему лемниянки убили своих мужей? «Потому что те отвернулись от них и не захотели делить с ними ложе», — отвечает легенда. Почему же мужья не захотели спать с лемниянками? «Потому что от них исходил ужасный запах». А почему от них исходил ужасный запах?

На этот вопрос легенда ответить не может, зато могут ответить историки. Они полагают, что Лемнос в древности был центром производства особых пурпурных тканей, высоко ценившихся в древнем мире. Для окраски шерсти в пурпур использовались морские раковины и большие количества чеснока. Этот силньный чесночный запах, по мнению историков и мог отпугнуть мужчин от лемниянок.

Но, собственно говоря, почему? Разве греческие мужчины были такими уж неженками? Ведь страшный чесночный запах вовсе не помешал аргонавтам сойтись с покинутыми женщинами.

Мне кажется, дело вот в чем: жизнь женщины Древней Греции посвящена за редкими исключениями дому и семье. Если она работает, то работает для своих домашних, а не на продажу. В одном из греческих текстов, посвященных Сократу рассказан такой эпизод: после Пелопонесской войны многие женщины остались вдовами или безмужними невестами и их должны были содержать ближайшие родственники. Один из таких бедолаг, Аристарх, в чей дом вселилось сразу четырнадцать женщин, обращается за советом к Сократу: как прокормить их всех, ведь его земли захвачены и не приносят дохода, а денег занять не у кого, все в том же положении. Сократ недоумевает: как, разве родственницы Аристарха не умеют молоть зерно, печь хлеб, прясть, ткать или шить? Конечно умеют. А разве в городе не нужны мука, хлеб, плащи, накидки, туники? Конечно нужны, — отвечает Аристарх — но ведь я не могу заставить своих родственниц работать и продавать плоды их труда чужим людям. Такое пристало лишь варварам и рабам. Но Сократ советует попробовать. Аристарх, не видя иных средств прокормить семейство, соглашается. И — о чудо! Жизнь налаживается. «После этого добыли основной капитал, купили шерсти, во время работы обедали, после работы ужинали, из мрачных стали веселыми, прежние косые взгляды сменились радостными, они любили Аристарха, как покровителя, Аристарх ценил их, как полезных членов семьи».

Но это — классическая Греция и великий мудрец Сократ. В древности мужчинам Лемноса по-видимому так и не удалось смириться с предпринимательской инициативой своих женщин. Дело закончилось трагедией.

 

Что делали афинянки, когда хотели проучить мужчин?

Ненадолго вернемся на Лесбос. Раскапывая тайные святилища, археологи сделали поразительные находки: черепки глиняных амфор с нацарапанными на них именами и проклятиями. Ученые считают что речь шла о простейшем обряде вредоносной магии: когда такой черепок разбивали проклятие настигало жертву. Очевидно такие проклятия были одним из обрядов тайного празденства. Поразительно то, что имена на этих черепках были именами членов городского совета и избранных судей. То есть лесбиянки были не просто женщинами, и не просто жрицам: они были настоящими гражданками своего полиса, у них была своя политическая позиция и они пытались повлиять на общественную жизнь родного города, правда не по-мужски, открыто на общем собрании, а своим женским способом: тайно, под покровом ночи, используя магические техники.

Не менее часто древние гречанки прибегали к магии для улаживания своих сердечных дел. Вот подлинные тексты двух заклинаний того времени:

«Я связываю Аристоцида и женщин, которые будут появляться у него. Пусть он никогда не поцелует другую женщину или другого мальчика!»

«Грязная Фетима, чтоб она сдохла! Через эту запись я связываю помолвку и брак Фетимы и Дионисофона, как и его брак с любой другой женщиной, как вдовой, так и девой... Пусть он не возьмет никакую другую женщину, кроме меня, пусть только мне будет позволено стареть рядом с Дионисофоном и никем другим».

Не смотря на то, что женщина была полной хозяйкой, царицей в доме, юридически она была совершенно бесправна. Никакой закон не запрещал ее мужу брать любовницу и поселять ее в том же доме, что и законную супругу. Никакой закон не мог запретить ему блудить со служанками и рабынями. Женщинам оставалась лишь магия и другие исконно женские средства.

Об одном из них красочно говорит Лисистрата — «Распускающая войско» — героиня одноименной комедии Аристофана. Возмущенные затянувшейся войной между Спартой и Афинами, войной, отнимающей у них мужей, отцов и детей афинянки решают принять меры. И вот что предлагает Лисистрата.

 

«Когда сидеть мы будем надушенные,

В коротеньких рубашечках в прошивочку,

С открытой шейкой, грудкой, с щелкой выбритой,

Мужчинам распаленным ласк захочется,

А мы им не дадимся, мы воздержимся.

Тут, знаю я, тотчас они помирятся».

 

Ее подруга Лампито подтверждает:

 

«И Менелай, увидя грудки голые

Своей Елены, меч на землю выронил».

 

Комедия заканчивается «со счетом 0:1 в пользу женщин». Мужчины согласны на любые условия, лишь бы жены вернулись к исполнению супружеских обязанностей. Но в реальности, так к сожалению было не всегда.

Tags: феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments