Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

О женщинах, хотя и не английских

Обычная моя история. Три статьи о первобытных женщинах оказались неподьемным грузом для газеты. Поэтому в газету пойдет желтый дайджест, а нормальные статьи будут здесь. Увы.  Вот первая.
(Продолжание Остин будет чуть позже, надеюсь где-то в районе выходных).

Цикл «История женщины»

 

Елена ПЕРВУШИНА

 

По следам Царевны-лягушки

(Женщины доисторической эпохи).

 

Когда Адам пахал, а Ева пряла

«Место женищины — на кухне» — так до сих пор полагают многие мужчины и, что самое замечательное, многие женщины. Часто эту мысль выражают более наукообразно: «В силу анатомических и физиологических различий между мужским и женским организмами, очевидно, что женщина самой природой предназначена для рождения и воспитания детей, а потому не следует требовать от нее достижений в других областях человеческой культуры», или более галантно: «Женщина — настолько прекрасное и благородное создание природы, что она не должна развивать свой ум в ущерб духовной красоте. Ее предназначение — быть вдохновительницей мужчины, нежной женой и матерью и хранительницей домашнего очага».

Интересно, что если мы попробуем применить те же формулировки к второй половине человечества, сразу станет очевидна их абсурдность. Скажите: «Предназначение мужчины в том, чтобы зачинать детей» или «Предназначение мужчины в том, чтобы ходить на работу» и едва ли хоть один здравомыслящий человек согласится с вами. Он скажет, что мужчина, будучи человеком обладает свободой воли и может сам выбирать свое предназначение. Обладает ли теми же способностями женщина? И если да, то из чего она может выбирать?

Когда речь заходит о «естественном», изначально предопределенном неравенстве между мужчиной и женщиной  ход обычно идет исторический аргумент. Утверждается, что женщины с самых древних времен всегда занимались лишь домашним хозяйством, всегда прятались за мужской спиной, что культуры в которых «нормальное» соотношение между полами нарушалось всегда вымирали. Утверждается также, что только двадцатый век внес путаницу в отношения между мужчинами и женщинами, до этого  из века в век все было в порядке «Адам пахал, а Ева пряла». Но так ли это? Неужели всю сложность отношений между людьми, весь бесконечный спектр человеческих индивидуальностей можно уместить в одну простенькую формулу? Наверно нет. Как же обстоят дела на самом деле? Давайте попробуем разобраться?

 

Тайна смерти Люси

С точки зрения археолога и историка первобытного мира «Библия» — это достаточно поздний источник, и шансы библейской Евы стать общепризнанной «первой леди» в истории человечества очень невелики. Во-первых, практически каждая культура создала миф о женщине прародительнице, а во-вторых благодаря археологическим раскопкам были обнаружены останки женщин,  за миллионы лет до того, как была написана первая буква.

Одна из этих женщин — африканка Люси, найденная в 70х годах XX века в Эфиопии молодым антропологом Дональдом Джохансоном. «Исторический» возраст Люси — 3 — 3.7 миллиона лет, «биологический» — 25 — 30 лет. По нашим меркам она была очень миниатюрна — ее рост составлял  всего-навсего 107 сантиметров, а вес был менее 70 килограммов. При этом она была вполне взрослой особью, что определили по её зубам мудрости, прорезавшимися у Люси за несколько лет до смерти. У неё также начали проявляться признаки артрита, о чём свидетельствовала деформация позвонков.

Что мы знаем о жизни Люси и ее сородичей? Очень мало. Их объем черепа был больше, чем объем черепа человекообразных обезьян, вероятно они ходили на двух ногах, жили большими семьями, пользовались костяными орудиями, но каменных не изготавливали. Питались корнями, сочными стеблями  травы, яйцами, добытыми из птичьих гнезд, мелкими животными. По все видимости не брезговали падалью, и учились добывать костный мозг костей копытных животных, убитых и обглоданных крупными хищниками: львами, гепардами, гиенами. Возможно, они были племенем рыболовов, живущих на берегу озера, и питающихся рыбой и моллюсками. Было ли у них какое-нибудь разделение труда? Какая-нибудь социальная стратификация? Говорил ли кто-нибудь Люси, что ее место на кухне? Были ли у нее дети? Воспитывала ли она их в одиночестве, или ей помогали другие женщины ее семьи? Знала ли она, кто отец ее детей? Знал ли он о своих детях и проявлял ли он к ним внимание?

Этого мы не знаем. Археологические раскопки дают очень мало данных, свидетельствующих о повседневной жизни наших предков, живших почти 4 миллиона лет назад. Если попытаться спроецировать на это давно исчезнувшее общество нравы, царящие среди пра-пра-пра-внучатых племянников Люси — шимпанзе ответ на первые три вопроса скорее всего будет отрицательным. Хотя самцы и самки в обезьяньем стаде различаются и по размера и по поведению нельзя сказать, что самцы являются кормильцами, а самки — хранительницами домашнего очага. Все одинаково собирают пропитание, и порою даже делятся добычей друг с другом. Самцы дерутся между собой и даже, объединившись в банды ведут войны за территорию, но это связано скорее со спецификой их полового поведения. Они соперничают за самок, но практически никогда не соперничают с самками, не делят с ними территорию, права и обязанности. С маленькими шимпами в первую очередь нянчатся их матери, но другие члены семьи, в том числе и самцы не считают для себя зазорным поиграть с малышами.

Если мы обратимся к опыту современных племен живущих собирательством или рыболовством мы увидим ту же картину: обязанности между мужчинами и женщинами распределены практически равномерно, часто выполняются сообща, не существует работы слишком тяжелой, слишком сложной или «неподобающей» женщинам. И, что самое удивительное, нет резких различий между физическим развитием мужчин и женщин — они обладают одинаковой силой и выносливостью. Как пишет антрополог-исследователь Маргарет Мид «Разделение труда существует, но когда оно переменяется, никто не возражает». В некоторых культурах рождение ребенка одинаково выводи отца и мать из активной жизни они считаются «нечистыми» и остаются в покое в течение нескольких недель, а затем вместе включаются в работу. Есть культуры, где беременность и рождение маленького ребенка вовсе не являются «индульгенцией» для женщины, она продолжает работать. Есть культуры, в которых именно отец считается ответственным за выращивание и воспитание детей. Он позволяет своей жене (и матери ребенка) кормить малыша и ухаживать за ним, но строго следит за тем, чтобы она была усердной и ответственно относилась к своим обязанностям. Дети считаются именно его детьми, и когда они немного подрастают, он провидит с ними много времени, играет, кормит, заботится о них. Женщина в этом случае воспринимается как пришелица из другой семьи, нечто вроде наемной прислуги, которой поручают присматривать за детьми, но не слишком доверяют. Есть другие культуры, в которых отец встречается со своими тайно зачатыми детьми, когда они уже стали взрослыми, а до этого их воспитывает брат или отец их матери.

Но можем ли мы со спокойным сердцем переносить все эти схемы на Люси и ее соплеменников? Конечно же нет. Мы не знаем, насколько был развит их мозг, насколько сложной была их речь, было ли у них понятие о родстве, о предках и потомках, об обычаях, о табу и о «правильном» поведении. Мы даже не знаем, была ли Люси нашим непосредственным предком или она относилась к одной из многочисленных побочных ветвей эволюционного древа.

Итак, мы очень мало знаем о жизни Люси. Мы знаем только, что она прожила короткую по нашим меркам жизнь и умерла, но даже не знаем почему она умерла. На ее костях нет следов зубов хищников. Ее скелет сохранился практически полностью. Возможно она умерла от падения с высоты, возможно утонула в озере, возможно скончалась от какой-то болезни. Ее скелет медленно покрылся пес­ком и грязью, погребаясь всё глубже и глубже. Потом песок под давлением последующих напластований стал твердым как скала. Она лежала в ка­менной могиле миллионы лет, пока дожди не вынесли её сно­ва на белый свет.

Другое удивительное открытие связанное с австралопитеками было сделано в Восточной Африке на плато Летолил поблизости от уснувшего вулкана Садиман. 4 миллиона лет назад вулкан был действующим, и во время одной из вспышек активности покрыл окружающее его плато слоем пепла толщиной около 1 сам. На остывшем пепле отпечатывались следы животных, проходивших по плато, затем вулкан снова закрывал отпечатки пеплом и в результате сохранил для нас несколько «моментальных снимков» давно ушедшей эпохи. В одном из слоев пепла были обнаружены следы двух австралопитеков, которые в незапамятные времена прошли здесь вместе, рука об руку. По размеру и глубине отпечатков археологи предположили, что одним из путников был мужчиной, а другой — беременной женщиной. Пожалуй, эти две цепочки следов являются лучшим символом того, что мы знаем о австралопитеках: они были, они некогда ходили по нашей земле, у них была своя жизнь и своя мир и они исчезли вместе с ним.

 

Тайна выживания человечества

Став мужчинами, бывшие самцы гоминидов по всей видимости продолжали соперничать за самок. Вероятно, среди них шел своеобразный естественный отбор, благодаря которому более массивные и агрессивные особи получали преимущество в размножении. Вероятно как и во времена гоминид старший самец изгонял самцов-подростков достигающих половой зрелости из стаи и они должны были вести одинокую холостяцкую жизнь, пока не набирались достаточно сил для того, чтобы завоевать и защищать свой гарем. Такой образ жизни вполне подходил для собирателей.

Однако, когда очередное оледенение отозвалось многолетней засухой в экваториальных областях наши предки должны были двинуться в Азию и начать осваивать новый способ добычи пищи — охоту. Когда пищи стало мало, это увеличило конкуренцию между различными группами первобытных людей. В этой ситуации изгнание молодых мужчин из общества было бы уже непозволительной роскошью. Однако оставить их «просто так» было тоже невозможно — сформированные за миллионы лет инстинкты не позволяли старшему терпеть конкуренцию со стороны младших.

Возможно, человечество так и угасло бы, как угасли тысячи иных видов, не сумевших справиться с изменившимися условиями существования. Но наши предки сумели найти выход. Они совершили еще одно величайшее изобретение равное по значимости изобретению каменных орудий, «укрощению» огня или открытию земледелия. Но на этот раз изобретение не было связано с техникой или биологией, оно лежало в сфере социальных отношений. Этим изобретением стало табу на инцест и связанная с ним экзогамия. Отныне все женщины и мужчины племени, возводили свой род к единому предку-тотему и считались братьями и сестрами. Браки между ними были строжайше воспрещены. В жены можно было брать только «чужеродок» — женщин других племен. Таким образом с одной стороны мужчины могли жить рядом, не вступая в конкуренцию за женщин, с другой — племена могли налаживать торговые и добрососедские отношения через перекрестные браки.

По-видимому, вначале на равных существовали две системы «внешнего брака», в одном случае жена оставалась в доме своих родителей (или своего брата), а муж навещал ее по ночам. В другом — более привычном для нас — женщина отправлялась жить в семью мужа, где ее встречали (не всегда ласково) свекровь и золовки.

 

Старые, старые сказки

Пережитки первой системы сохранились у некоторых племен Океании. Как я уже писала у некоторых народов функции отца по сути дела выполняет брат женщины, биологический же отец ничем себя не проявляет до совершеннолетия детей. Он продолжает жить вместе со своими родителями и сестрами и заботится о них.  Лишь когда дети вырастают и становятся способными трудиться биологический отец забирает их в свою семью. Пережитки такой системы брака долгое время сохранялись в Японии, когда в первые три ночи жених приходил к невесте тайком, под покровом ночной тьмы, а потом родные невесты совершали торжественный обряд с красноречивым названием «обнаружение места». Разумеется с средневековой Японии этот обычай был всего лишь куртуазной игрой: отец невесты и жених заранее заключали брачную сделку, но за тысячи лет до того, такой ночной брак действительно мог быть тайным.

Удивительно, но память об этих обычаях уцелела до наших дней в форме сказок, которые мы рассказываем нашим детям. В любом сборнике греческих мифов вы найдете сказку об Амуре и Психее, в любом издании немецких легенд — предание о Зигфриде, который ночью неузнанным приходит к Брунгильде, в любом сборнике русских сказок — сказку о Финисте Ясном Соколе. Нас не должно удивлять, что эти ночные мужья, часто являются волшебными существами — оборотнями, а то и просто богами. Ведь они происходят из другого племени, от иного тотема, поэтому кажутся «не совсем людьми». Кроме того, зачастую они приходят из леса, который еще с первобытных времен считался магическим местом.

В тех же сборниках сказок мы найдем сказку об «обещанном ребенке» который, вырастая должен отправиться в Подземное или Подводное царство к волшебнику, которому был «обещан» еще до рождения. Возможно, эта сказка — воспоминание о давнем обычае отправлять совершеннолетнего мальчика в дом его тайного отца. Замечательно, что из этого путешествия мальчик как правило приводит себе жену — дочь Подземного или Подводного царя, то есть девушку из другой деревни, «принадлежащую» другому тотему.

Однако если племя избирало более «традиционный» способ свадьбы, когда женщину похищали или добровольно передавали мужу, это отнюдь не было гарантией супружеской любви и доверия. Девушка, пришедшая из другой деревни во многих случаях так до конца и оставалась чужачкой, ее сторонились, ее боялись, полагали, что она может навести порчу на членов своей семьи. Для того, чтобы избежать этого принимали особые меры.

Так у одного из народов Новой Зеландии муж должен накормить свою молодую жену особым супом, который он сварил сам. Когда суп будет почти съеден, муж берет последний клубень ямса, ломает его пополам, половину съедает сам, а половину кладет на стропило крыши. Считается что в ходе этого обряда он получает часть души своей жены и теперь она не может причинить ему вред или выдать его колдунам, так как в противном случае пострадает сама.

В других племенах муж и жена живут вместе, но когда жена рожает ее забирают обратно в родительский дом и, чтобы получить ее назад, муж должен платить за нее выкуп. При этом обычно он груб со своей женой, рассматривает ее только как служанку и источник приданого, зато подчеркнуто нежно и уважительно относится к своим сестрам. И это поведение — вовсе не проявление его индивидуального характера или личных качеств — вздумай он терпимее относиться к матери своих детей, соплеменники обязательно выговорили бы ему — нельзя вести себя так неосторожно с чужачкой.

И снова сказки многих народов бережно сохранили предания о «необыкновенных», «найденных», «завоеванных» женах, будь то Царевна-лягушка, Белая Лань, женщина-птица, женщина-рысь или женщина-трава в фино-угорских сказаниях, женщина-тюлень в преданиях эскимосов, или «женщина-звезда» в легендах индейцев.

Таким образом, «придумав» экзогамию человечество спасло себя от вымирания, но заплатило за это спасение высокую цену. Отныне мужчины и женщины воспринимали друг друга как чужаков, как иностранцев, как пришельцев из другого мира. Не даром в сказках «жена из леса» — Царевна-лягушка или дочь Подводного Царя обычно оказывается чародейкой. Благодаря «внешним» бракам внутри деревни постепенно складывались общины объединявшие замужних женщин и их дочерей — «чужеродок» которым суждено будет уйти в другие поселения. Мужчины в свою очередь разрабатывали целую систему ритуалов, связанных с охотой или инициацией, храня ее в глубочайшей тайне от женщин. И хотя лозунг: «Мужчины— с Марса, женщины — с Венеры» еще не прозвучал, но уже очень скоро Утренняя звезда Венера станет символом Великой Богини, благосклонной к женщинам, и приносящей мужчин себе в жертву.

 


 

Tags: феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments