Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Правда и ложь об обучении

Наверное, у некоторых моих читателей, сложилось представление что я -- страшная либералка, позволяю ребенку пинать балду и садиться мне на шею, лишь бы не повредить его хрупкому унутреннему миру. Я тоже так думала.
Так вот -- ничего подобного.
Вот они -- либералы, под катом.
А я -- консерватор.

Либералы говорят:


http://logpoint.livejournal.com/305017.html

Про учебу и вранье
Мысль о том, что ребенка можно обязать учиться, содержит некоторое количество внутреннего вранья.

Первая ложь: "он же иначе учиться не будет". Очень правдоподобная, надо сказать. Но если раскрыть, чаще всего получается, что это просто ссылка на исходное высказывание. Другими словами, "если мы не заставляем, то он не учится". Вот это фраза правдива, но она говорит о другом - о том, что тот, кто это говорит, не знает, как по-другому. Не умеет не заставлять и не очень хочет, скорее всего. А если еще точнее сказать: некомпетентен в обучении других.

Вторая ложь: "это нужно самому ребенку, просто он пока сам этого не понимает". Мне это видится удобным самооправданием для насилия, и не более того. Здесь еще часто идет ссылка на то, что "мы сами не понимали, а потом наконец поняли и были благодарны". Разновидность защитного механизма, оправдывающего насилие в отношении себя, находящего ему внутреннюю обоснованность. Внутри этой второй лжи нередко прячется недоверие к детям и желание навязать то, что ТЫ САМ считаешь правильным. Недоверие к детям часто оборачивается их унижением, а желание навязать - огромными усилиями по поддержанию собственного реноме в глазах ребенка.

Третья ложь: "если ребенка подольше заставлять, то он обязательно привыкнет и даже полюбит". Ложь здесь в первую очередь в объекте: считается, что привыкнет и полюбит именно то, что имеет в виду взрослый - учиться. А ребенок привыкает и даже не может без другого - без обязаловки. Поэтому с виду может выглядеть все хорошо: ребенок старательно выполняет задания, даже увеличивающегося объема, демонстрирует разнообразные успехи на олимпиадах и прочее. А как только оказывается предоставлен сам себе - часто с облегчением выбрасывает навязанное из головы и занимается чем-то другим. А если не может выбросить - тяготится. И действительно находятся люди, кто находит вкус и даже начинает любить внешние инструкции. А это неразрывно связано со склонностью эти инструкции применять к другим.

Четвертая ложь, уже производная: "Пусть побольше будет занят делом и поменьше предоставлен сам себе, тогда многое узнает и сможет использовать в жизни". В таком случае фактически ребенок узнает о себе между прочим, а чаще даже не задумывается - какой он сам, что ему свойственно, что ему по-настоящему нравится, как и что у него получается. А знания, которые ребенок демонстрирует по внешней заявке, часто оказываются мертвыми и особо не ценимыми, а потому - забываемыми. Ценными чаще оказываются те крупицы, которые ребенок получает по собственному выбору, которого у него не так много, или вообще между прочим. И получается, что огромное количество времени теряется зря. Вот эта потеря времени - основная правда, которая остается от навязывания того, что называют учебой, а с действительной учебой имеет мало общего.



Консерватор отвечает:

1) Пока не попробуешь, не узнаешь интересно это или нет. Некоторые дети легко пробуют новое, другие с опаской. И вот этих других приходится заставлять. Иногда манипуляцией:"Прочитай первую главу, не понравится -- бросишь", "Я сама хочу посмотреть этоот фильм, а ты играй", "Я хочу сходить в музей, а тебя возьму с собой". Иногда грубой силой: "Просто сделай это". Кроме всего прочего многие дети устроены так, что при первых трудносятх заявляют (и совершенно искренне) -- "мне это неинтересно". А как только трудности преодолены (с нажимом) тут же становится интетересно, и самооценка повышается.

2) Занятия по интересам и только по интересам хороши для дошкольников и младшеклассников. А на выходе из школы для высшего образования требуются _систематические_ знания. Муж, учившийся в Политехе, рассказвал, как одного очень способного мальчика буквально со слезами (преподавательскими) отчисляли, потому что в свое время в школе пропустил тему дробей, и когда она всплыла позже на "вышке" -- никто уже ничего не смог сделать, мозги не гнулись в нужном напрвлении.

3) Именно систематические знания и подразумевают, что иногда неизбежно придется учить то, что трудно, неинтересно и лень. У нас в медицинском институте люди сыпались на анатомии, гистологии и биохимии, просто потому что не было навыка тупого заучивания больших объемов слабо систематизированной информации. А без этого -- никуда.

4) Если хочешь быть профессионалом в какой-то момент приходится понять со всея ясностью, что не профессия -- для тебя, а ты -- для профессии. Что людей, которые пришли к тебе за помощью, не должно волновать интересна была тебе анатомия на первом курсе или нет. Им нужно, чтобы ты своершил конкретные действия. А если ты не удосужился обзавестись необходимыми знаниями и умениями для этого -- ты не профессионал, а инфантильный эгоист. 
Tags: воспитание детей
Subscribe

  • Сны эпохи постмодерна

    Во сне читаю сборник рассказов какого-то еврейского писателя — толстый темно-красный томик, с черным силуэтом автора на обложке. Один рассказ…

  • Внезапно стихи :) Белые.

    Наткнулась сегодня на очередное обсуждение Цветаевой. Актуально, ничего не скажешь. Даже по-моему теми же лицами, которых я встречала лет…

  • (no subject)

    Сегодня я пережила одно из самых сильных разочарований в жизни. Я почему-то думала, что история загадочного исчезновения воспитанниц пансиона в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Сны эпохи постмодерна

    Во сне читаю сборник рассказов какого-то еврейского писателя — толстый темно-красный томик, с черным силуэтом автора на обложке. Один рассказ…

  • Внезапно стихи :) Белые.

    Наткнулась сегодня на очередное обсуждение Цветаевой. Актуально, ничего не скажешь. Даже по-моему теми же лицами, которых я встречала лет…

  • (no subject)

    Сегодня я пережила одно из самых сильных разочарований в жизни. Я почему-то думала, что история загадочного исчезновения воспитанниц пансиона в…