Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Первобытные женщины, часть 3

Елена Первушина.

История женщины-3

 

Повелительницы неолита.

Каменный век был безжалостен к новорожденным. Ребенок либо питался молоком матери, либо погибал. А это означало, что если племя не сможет прокормить своих женщин, оно обречено на вымирание. Но кочевая жизнь, бесконечная гонка за стадами животных сама по себе подвергала огромному риску детей, а значит и будущее человечества. И человечество в очередной раз нашло «ассиметричный ответ» — изобрело земледелие и скотоводство. Как же неолитическая революция сказалась на судьбе женщин?

 

Сама садик я садила

По-видимому, первым, появилось скотоводство. Археологи полагают что охотники стали оставлять в живых и прикармливать пойманный молодняк, а он постепенно стал размножаться и образовал первые стада. К числу первых домашний животных относятся овцы и козы, позже были одомашнены коровы и новорожденные дети получили еще один источник молока кроме материнской груди. Считается, что это привело к резкому уменьшению младенческой смертности и настоящей демографической революции.

А что насчет земледелия? Долгое время в учебниках археологии и истории этот процесс описывался приблизительно так: «При использовании плодов и семян диких растений какая-то часть их оставалась неиспользованной и давала всходы вблизи жилища». Т.е. что-то случайно упало на землю, выросло, человек это заметил, хлопнул себя по лбу, и тут же бросился распахивать первое поле. Наблюдения за жизнью современных племен скотоводов и земледельцев подсказали другую версию. Во многих племенах у женщин (как правило именно у женщин) существуют свои особые садики, куда они бережно пересаживают и выращивают растения имеющие для них особое значение – растения со вкусными плодами, красивыми цветами, лекарственные и наркотические растения, а главное – растения взятые из домашних садиков своих матерей и бабушек. При заключении брака девушка пересаживает растения из своего садика в сад семьи ее мужа. Таким образом садик превращается в члена семьи и в своеобразную зеленую хронику семейной истории. Одновременно, сами того не сознавая женщины проводят первичную селекцию, отбирая лучшие экземпляры растений.

Возможно именно с таких садиков началась великая эра земледелия. Во всяком случае, историки полагают, что именно женщины с мотыгами обрабатывали первые поля, в очередной раз обеспечивая выживание человечества. Возможно также женщины стали первыми гончарами и создали первые сосуды из обожженной глины, для хранения воды, молока и зерна.

Первые находки окультуренных растений относятся к 9 – 8 тысячелетиям до нашей эры и происходят из так называемого «плодородного полумесяца» -- плодородных земель в Передней Азии – Палестине, Сирии, юго-восточной Турции. Земледелие не только давало людям гарантированный кусок хлеба, но и побуждало их прейти от кочевой жизни к оседлой. И они сделали это очень быстро. Практически мгновенно (по археологическим меркам) на землях плодородного полумесяца появились не только маленькие поселки земледельцев, но и огромные города.

 

Города и горожанки

Возможно, вам приходилось слышать фразу «Рим — вечный город». Так вот, это — наглая лесть. Историки относят основание Рима к 754 году до нашей эры. То есть сейчас, в 2007 году Риму еще не исполнилось трех тысяч лет. Меж тем на земле есть город, за стенами которого люди живут в три раза дольше — уже более девяти тысяч лет. Это Иерехон. В 8 тысячелетии до нашей эры это был город со стенами толщиной в 3 метра и башнями высотой в 8 метров. В нем жило около 3 тысяч мужчин и женщин. Они выращивали ячмень, пшеницу, чечевицу, инжир, разводили скот и создавали огромные запасы пищи. По всей видимости это позволило освободить часть общинников от работы на полях и на пастбищах, эти люди могли заняться строительством сооружений, ремеслом, торговлей могли сформировать первые военные отряды для защиты города и первый чиновнический аппарат для учета собранного зерна и выращенного скота. В свою очередь эти люди, сформировав первый государственный аппарат, оказались в привилегированном положении и смогли освободить своих жен и дочерей от тяжелых полевых работ, сделать их настоящими «хранительницами домашнего очага». Такая частичная праздность была знаком высокого социального статуса. Очень скоро – через пару тысяч лет – женщинам придется заплатить большую цену за свой новый статус, но покуда первые горожанки наслаждаются всеми благами цивилизации, и не подозревают о ее коварстве.

 Другим древнейшим городом в Малой Азии был Чатал-Гуюк. В отличие от Иерехона Чатал Гуюк не дожил до наших дней. Он был обитаем в 6500 — 5400 году до нашей эры, после чего он пришел в запустение, был покинут и забыт и лишь в 1961 году открыт заново археологом Д. Меллертом.

По сравнению с Иерехоном Чатал-Гулюк был огромен — его площадь была почти в три раза больше площади Иерехона, по разным оценкам в городе жило от 5 000 до 10 000 человек. Раскопки погребений в Чатал-Гуюке позволили приблизительно представить себе демографическую ситуацию того периода. Средняя продолжительность жизни для мужчин составляла 30 лет, для женщин 35 долгожители доживали приблизительно до 60 лет. Средний рост мужчин был 165 см, женщин — немногим меньше. Семьи были небольшими. В среднем у каждой женщины рождалось 4 —5 детей, выживали 2 — 3 ребенка.

Чатал-Гуюк был совершенно не похож на современные города. Здесь не было ни улиц, ни площадей. Дома из белой глины стояли вплотную друг к другу, разрушенные дома использовались с качестве свалок и туалетов. Вся городская жизнь проходила на плоских открытых солнцу крышах, откуда обитатели спускались по стремянкам внутрь дома, где находились глиняные платформы для сна, и печи с плоским сводом.

Жители Чатал-Гуюка возделывали окружающие город хлебные поля, прокладывали каналы для ирригации, выращивали овощи и фрукты, разводили коз, овец и крупный рогатый скот, охотились на диких ослов, кабанов, оленей, медведей, львов. Они выделывали из глины кирпичи и сосуды и расписывали глиняные стены своих домов, как некогда их предки — стены пещер. Была у города и ремесленная специализация: здесь добывали обсидиан, выделывали из него орудия, оружие: наконечники стрел  и копий, кинжалы и торговали со всем Ближним и Средним Востоком. Взамен они получали мрамор и известняк с побережья Средиземного моря, из которого изготавливали сосуды для жидкости и зерна, зернотерки, ступки, песты. У женщин (а может быть и у мужчин) Чатал-Гуюка были бусы из средиземноморских раковин, из драгоценных камней, из необработанный кусочков олова и меди, были обсидиановые зеркала и прекрасные шерстяные ткани, были притирания и румяна. Но были у них и другие «любимые игрушки» от которых современных археологов пробирает дрожь.

В стены жилых комнат были вделаны бычьи черепа с рогами — украшение вполне понятное для земледельческой  и скотоводческой цивилизации. Но по глиняными ложами находились уже человеческие кости. Место ночного отдыха всей семьи было одновременно и местом вечного покоя для предков, которые, согласно представлениям жителей Чатал-Гулюка, по ночам охраняли живых. В одном из таких захоронений женщина, лежащая в позе зародыша обнимает мужской череп — возможно, череп своего отца или другого старшего родственника. Этот череп был покрыт четырьмя слоями глины и росписью, которая изображала лицо покойного. На шее женщины была подвеска из лапы леопарда — возможно указание на ее особый статус. Это не единственный случай, когда череп был отделен от мертвого тела и получил собственную роль в священных ритуалах Чатал-Гуюка. Иногда черепа закапывали под опорными столбами домов, иногда обмазанные глиной и раскрашенные головы хранились в нишах жилых комнат (подобные «скульптуры» делили и в Иерехоне). Все эти находки рисуют нам на первый взгляд бесконечно далекую, и все же очень понятную нам культуру, где предки не уходили безвозвратно в потусторонний мир а становились защитниками и в буквальном слове опорой для своих потомков.

Жители Чатал-Гуюка поклонялись богине плодородия. Меллерт обнаружил ее великолепную статую — полногрудая женщина, рожает ребенка, опираясь на спины двух леопардов. И это лишь одно из многих сотен женских изображений, найденный в Чатал-Гуюке. Может быть это был город в котором правили женщины?

Археологи считают, что это не так. В погребениях Чатал-Гуюка не было замечено никакой дифференциации по полу. К останкам мужчин и женщин относились с равным уважением. Как ни невероятно это звучит, но, кажется, в Чатал-Гуюке царило равенство. А каково было положение женщины в других цивилизациях неолита?

 

Неолитическая путешественница

На север Европы неолит приходит гораздо позже. В тот период в Европе не было больших городов подобных азиатским, однако неолитические европейцы создали не менее поразительные сооружения.

В 90х годах XX века фермер Мартин Грин из Дорчестера в Великобритании рассматривая фотографию поля своего соседа, сделанную методом аэрофотосъемки обнаружил серди зеленеющей травы странные проплешины — большую круглую в центре и множество мелких кружков, расположенных на одинаковом расстоянии от центрального, и образующих практически правильную окружность. Будь Мартин Грин уфологом, он предположил бы что видит место посадки НЛО. Однако Мартин Грин был не только фермером, но и археологом, поэтому он заподозрил что под землей скрывается какой-то археологический памятник. Предположение блестяще подтвердилось. Начав раскопки Грин обнаружил святилище времен неолита. А когда, раскапывая центральное углубление он приподнял огромный камень то увидел похороненные в белой меловой почве человеческие черепа. Когда же погребение расчистили полностью, оказалось, что в нем покоятся четыре скелета: взрослая женщина и трое ее детей.

Женщине было около тридцати лет и она была хрупкого телосложения. Детям было приблизительно десять, девять и пять лет. Согласно данным радиоуглеродного анализа они жили и погибли приблизительно в 3500 году до нашей эры. Кости не были повреждены, то есть если женщина или дети были убиты и принесены в жертву, то это было сделано или с помощью яда, или с помощью удушения. На костях детей были обнаружены атрофические изменения, говорящие о том, что они либо плохо питались, либо страдали нарушениями обмена веществ.

В четвертом тысячелетии до нашей эры в Европе уже появились первые земледельцы, однако исследования костей из захоронения показали что в рационе женщины и детей большую часть составляло мясо, — то есть их соплеменники либо продолжали охотится, либо разводили скот.

Разумеется, археологов очень интересовал вопрос, была ли женщина матерью детей, вместе с которыми ее погребли. Данные генетического анализа оказались неожиданными. Только самый младший ребенок — пятилетняя девочка — безусловно находился в родстве с женщиной. Двое других — десятилетняя девочка и девятилетний мальчик, — не были родственниками женщины, зато по всей вероятности были братом и сестрой.

Исследование содержания изотопов стронция в костях погребенных людей дали еще более удивительные результаты. Неолитическая женщина не была домоседкой. Она успела попутешествовать по Британии. Она родилась примерно в 80 километрах севернее поселения, где 30 лет спустя нашла свою смерть. В район вблизи дорчестерского святилища она переехала уже во взрослом возрасте и там обзавелась двумя чужими детьми. Затем она снова вернулась на родину, родила дочь, затем уже вместе с тремя детьми вернулась к святилищу, где все четверо были убиты.

Пока шло изучение человеческих останков, археологи продолжали раскопки святилища.  Центральная яма оказалась огромной глубины — с помощью каменных топоров и долот древние обитатели меловых холмов вгрызлись в почву на глубину 6.5 метров. Мартин Грин предположил, что этот бездонный колодец должен был символизировать лоно Матери-земли.

Строители святилища были современниками строителей Стоунхенджа. По данным археологии один из первых неолитических храмов возведенных на месте Стоунхенджа ничем не напоминал хорошо известный нам Хоровод Гигантов, а скорее был похож на обнаруженное Мартином Грином святилище в Дорчестере. Кстати неподалеку от святилища располагается еще один удивительный памятник эпохи неолита — так называемый Дорчестерский Курсус — дорожная насыпь шириной в 100 метров и длиной в 10 километров, огражденная канавами и белыми меловыми валами (такие же валы окружали центральную яму дорчестерского святилища). По качеству эта дорога ничуть не уступает знаменитым римским, которые появятся в Великобритании лишь через три с половиной тысячелетия. Вдоль насыпи расположены погребальные курганы. Мартин Грин обратил что Дорчестерский Курсус проложен в направлении зимнего солнцестояния и предположил, что это была священная дорога связывавшая мир мертвых и живых. Возможно, жертвоприношение женщины и детей также как-то связано с празднованием зимнего солнцестояния. Однако едва ли мы когда-нибудь узнаем с точностью какое значение имело погребение женщины и детей для их соплеменников.

 

Война богини и бога.

Противники женской эмансипации часто говорят о том, что оно противно самой женской природе. Женщина может быть так же умна и даже так же сильна физически как мужчина, но ее судьба определена ее анатомией — у нее есть матка, есть грудь, значит ей предназначено рожать и вскармливать детей. И когда женщина пытается хоть немного отклониться от предначертанного ей от начала времен пути, она нарушает мировую гармонию.

С этим мифом об изначальном, биологическом, анатомическом предназначении женщины тесно связан другой — миф о Великой Богине и о матриархате, о том, что женщины некогда царили на земле и были объектом поклонения именно в качестве Великих Матерей, непосредственно связанных с силами плодородия. Именно тогда, как   полагают некоторые современные историки и культурологи  миролюбивые земледельцы, создали под руководством женщин общество всеобщего равенства и процветания. И располагался этот Эдем, где мудрая Ева руководила покорным и работящим Адамом где-то в районе современной Украины. Какие же археологические факты стоят за этим мифом?

Наследниками культуры Иерехона и Чатал-Гуюка были ранние культуры древней Месопотамии – предшественницы Шумера. Позже следы ранних земледельцев появляются на огромной территории от Египта до Китая. По всех этих областях археологи находят глиняные статуэтки изображавшие женщин – девушек, рожениц, старух.

На Украине, одни из первых земледельческих поселений были найдены по берегам Днепра, Днестра и Дуная. По поселению у села Триполье близь Киева эта культура была названа трипольской.

Здесь, как и в Передней Азии обнаружены поселения-гиганты площадью 200—450 га, на которых сооружалось до 3000 жилищ и где проживало 10-15 тыс. лиц. Однако это не были города вроде Иерехона или Чатал-Гуюка. Трипольские поселения были удивительно недолговечны  — 70—100 лет. После этого жители сжигали дома и оставляли поселение. Вероятно причиной такой мобильности было то, что земля быстро истощалась и жители трогромного трипольского «протгорода» начинали голодать.

Трипольцы жили в многокомнатных полуземлянках, длиной 8 – 11 метров, каждая комната вероятно предназначалась для одной семьи. В некоторых комнатах встречаются небольшие глиняные четырехугольные возвышения, в которых археологи видят домашние алтари для поклонения семейным богам. В более поздних поселениях дома располагались концентрическими кругами, оставляя в центре свободное пространство, которое, по-видимому, служило общественным загоном для скота. Трипольцы разводили свиней, коров, коз и овец и корчевали лес, чтобы освободить землю под новые пашни. У них были медные шилья и рыболовные крючки, позднее медные бусы, ожерелья, браслеты. Они расписывали посуду, рисуя спирали красной охрой, черной сажей и белым мелом. Они шили одежду из шкур и пряли шерсть. Они оставили нам множество женских статуэток из глины.

В 50-х годах 20 века археолог Мария Гимбутас предположила, что причиной гибели трипольской культуры были многократные вторжения кочевников скотоводов из Восточной Европы. Само по себе это предположение не вызвало больших возражений у других археологов. Однако Гимбутас также считала, что речь шла не просто о войне двух народов, а о войне двух религий и двух систем: мирных земледельцев, поклонявшихся Великой богине и повинующихся женщинам и воинственных кочевников скотоводов, считавших женщин существами низшего сорта. Когда скотоводы победили и подчинили себе земледельцев женщины попали в вековое рабство и мир навсегда утратил изначальную гармонию.

Наиболее ехидные мужчины возражают на это: «Ну и что толку от вашего матриархата? Так бы всю жизнь и ковырялись в земле каменными мотыгами и лепили  бесконечные горшки из глины. Вот когда к власти пришли настоящие мужики с солидными бронзовыми ковыряльниками, тогда и начался вертикальный прогресс!»

 

А была ли девочка?

Но существовал ли в самом деле единый и всеобъемлющий культ Великой Богини, и соответственно существовал ли в аграрном обществе матриархат? Была ли великая война между Богиней и Богом, закончившаяся полной победой последнего?

Большинство современных археологов полагает, что гораздо вероятнее другой сценарий: Богиня Земля была лишь одной из божеств первобытного пантеона, ее культ и связанные с ними мифы постоянно развивались и  обогащались новыми деталями и смыслами на протяжении тысячелетий. Каждый народ, каждая община, рассказывали и воспроизводили их по своему, сообразуясь с существующим «социальным заказом».

Развитие земледелия и понимание того, что выживание общины отныне связано с плодородием земли не могли не привлечь внимания людей к способности женщин вынашивать и рожать особые «плоды» — младенцев. Вероятно, именно в неолите формируется представление о женщине, как о «матери-земле», которое позже станет одним из стержней мировой культуры. И все же этот культ был, вероятно, лишь одной из сторон религиозной жизни общины. Женские статуэтки раннего неолита — это маленькие «домашние» божки, возможно семейные берегини, возможно — охранительницы беременных женщин, возможно -- участницы весенних обрядов плодородия, но едва ли богини-повелительницы, «царицы-матери». Женщина Чатал-Гуюка, обнимающая череп предка, предстает перед нами скорее «дочерью своего отца», чем «матерью своих детей». Возможно женщина из Британии,  ее дочь и чужие дети стали жертвами матери-земле, принесенными в общественном святилище, но у нас нет никаких доказательств того, что эта женщина при жизни обладала каким-то особым высоким статусом и пользовалась особыми правами — в ее погребении не было украшений, анализ костей говорил о том, что и она и дети возможно голодали при жизни. Кроме того было установлено, что хлеб и другие дары Матери-земли вовсе не были их основной пищей.

 

Положение женщины в деревне и в городе.

Как ни странно, но при анализе социальных отношений существующий в земледельческих и скотоводческих общинах очень часто оказывается, что при кажущемся неравенстве мужчина и женщина во многом равноправны: женщина может обладать имуществом, может передавать его по наследству, может сама принимать решение о вступлении в брак или разводе. И если вдуматься это не удивительно — крестьянин и крестьянка выполняют практически одинаковый объем работ, вносят одинаковый вклад в выживание семьи. Отношение к детям в таких семьях часто амбивалентное, противоречивое. Их любят, в них видят будущих кормильцев, но рождение маленьких детей зачастую вызывает страх перед появлением «лишнего рта». Женщина-мать как правило слишком занята работой для того, чтобы самой воспитывать детей. За малышами присматривают старшие дети или бабушки-дедушки (вспомните, что в большинстве народных сказок состав семьи именно таков: братец и сестрица или бабушка, дедушка и внук или внучка, родители в сказках не участвуют, они — в поле).

Острое неравенство возникает именно в городах, где женщины не могут претендовать на социально значимые должности правителей, городской охраны, чиновников и становятся товаром в руках своих отцов и мужей. В этой ситуации их основной функцией становится ведение домашнего хозяйства и производство наследников, соответственно возникает хорошо знакомый нам образ Женщины Хранительницы Очага и Женщины Воспитательницы Детей. Таким образом речь идет не о переходе от матриархата к патриархату, а о переходе от относительного равенства к абсолютному патриархату.

Для того, чтобы проверить это предположение, в следующей статье мы отправимся в одно из первых аграрных государств на земле — в древний Шумер.

Tags: феминизм
Subscribe

  • А вот теперь провокационный вопрос

    . Поскольку мы находимся в точке времени диаметрально противоположной Новому году, думаю, его можно задать с минимальным риском ;) Когда, примерно,…

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • А вот теперь провокационный вопрос

    . Поскольку мы находимся в точке времени диаметрально противоположной Новому году, думаю, его можно задать с минимальным риском ;) Когда, примерно,…

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…