Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

И снова мне задали вопрос

Какова была в СССР официальная стратегия воспитания мальчиков и девочек?
У меня секретов нет, слушайте детишки. :))

В детстве я очень любила читать советские книжки про воспитание и у меня их собралось не мало. Поэтому ответить мне не трудно.
Вот, например очень характерная цитата. Самый "писк" я выделила цветом:


 

«Существует, однако, еще одна очень важная области полового воспитания — формирование эталонов мужественности и женственности. Дело в том, что именно в юноше­ском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же в главу угла встает сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими цель найти себя и сформировать свой образ взрослости.

Конечно, формирование полового самосознания, этало­нов мужественности и женственности начинается с самых первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях  начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола...

Нельзя не отметить и то, что эталоны мужественности и женственности, сложившиеся у старшеклассников, все еще оказываются далекими от совершенства. Так, выясни­лось, что представления подростков   об   идеальных   для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин пре­имущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представле­ния и реальное поведение находятся в разных планах, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Пе­чально также и то, что понятие женственности юноши свя­зывали исключительно с материнством, а в раскрытии по­нятия мужественности упорно забывали о таком необхо­димом каждому мужчине качестве, как ответственность! Если попытаться отыскать корни столь неверных представлений (прежде всего по поводу сущности и роли женьщины — великой, по словам А. Франса, воспитательницы мужчин), то поиск этот уведет нас вглубь истории — к пе­риоду зарождения и упрочения христианской церкви, которая стала матерью огромного количества заблуждений по «женскому вопросу»...

 

К сожалению, несмотря на открыто признаваемую все­ми абсурдность подобных взглядов на женщину, они до сих пор находят свое отражение в обыденном сознании, И парадоксально дополняются официальным признанием полного равенства женщин и мужчин — равенства, которое, впрочем, изначально предполагает равные права, не отнюдь не равные обязанности (хотя бывает-то как раз наоборот). Увеличение общественной ноши женщин закономерно привело к их маскулинизации (омужествлению) забвению своей женской роли, и тысячу раз прав поэт Е. Евтушенко, горько посетовавший в одном из своих стихотворений: 

 

Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

Мы женщину сместили. Мы ее

Унизили до равенства с мужчиной...

 

Именно поэтому половое воспитание должно не сглаживать, а, наоборот, всячески подчеркивать половые различия мужчин и женщин — различия, которые по авторитетному мнению специалистов, проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и отчетливыми.

Так, уже в возрасте полутора-двух лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобные случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения, в то время как девочкам девушкам вполне достаточно является внушенное или внешне заданное сознание деятельности в заданных гра­ницах. Различия отчетливо проявляются и в умственной деятельности: меньшей ассоциативности, трезвости и прак­тичности мышления у женщин против склонности к теоре­тизированию, упорного доискивания истины у мужчин. В то же время представительницы прекрасной половины че­ловечества склонны больше опираться на интуицию в по­знании окружающего мира и больше ориентируются на эмоции, чем на факты. В целом можно сказать, что актив­ность сильного пола носит своеобразный предметно-инст­рументальный характер, тогда как слабый пол и в сути своей, и в естестве эмоционально-экспрессивен, что в до­статочной степени проявляется и в области полового пове­дения и влечений».

 

С Ковалев «Психология современной семьи». Инофрмационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни» Книга для учителя. М. «Просвещение» 1988 г.





Итак, что мы тут имеем :))

1)" Женственность" и "мужественность" -- это два множества личностных качеств, которые практически не пересекаются друг с другом и зачастую являются антагонистами.
2) Эти качества присущи мальчикам и девочка от рождения. (Характерно, что этот тезис выдвигается как аксиома и ничем не доказывается).
3) Эти качества являются определяющими для социальной жизни мужчин и женщин. Мальчик -- прирожденный преобразователь мира и  будущий строитель коммунизма. Девочка рождается для того, чтобы рожать и воспитывать будущих строителей коммунизма.

Итого: доброжелательный сексизм.

UP DATE
А хотите знать, что из этого получается?

Смотрите сюда:

dumka.3soft.by/author/gorbachev-aleksandr

или сюда, если удобнее:

www.feminismru.org/publ/opponenty_o_nas/soblazn_prevoskhodstva/7-1-0-34

Имхо, яркий пример некритичного усвоения полученных в школе знаний :))
Tags: куплю билет в СССР, феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments