Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Воспитание мальчиков и девочек в СССР. Методические рекомендации.

На этот раз комментировать текст не буду — имхо, он в этом не нуждается. Только снова выделю цветом наиболее интересные положения.


ДЕВОЧКА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ. Самой природой Д. предопределена высокая миссия — стать в будущем матерью. С раннего детства это отражается в особенностях ее поведения, специфике интересов, выборе игр. Она баюкает своих кукол, одевает, купает их, возит в коляске, готовит для них еду и устраивает уютное жилище. Если в семье есть дети младше ее, она наставляет их, опекает, заботится о них.

Правда, это стремление к попечительству иногда принимает характер диктата. В школьные годы плохо приходится мальчикам, если за их проработку берется на пионерском сборе состоящий, как правило, из Д. актив.

Д. послушнее, старательнее, аккуратнее мальчиков. Они легче приспосабливаются к обстоятельствам. Они стремятся произвести на "взрослых самое благоприятное впечатление, охотно обращаются к ним за помощью, любят пожаловаться. Если дочка жалуется на брата, не спешите наказывать своего сына: учитывайте склонность Д. к преувеличениям, вызванным их повышенной эмоциональностью.

Д. исполнительны, но у них меньше исследовательского интереса к жизни, чем у мальчиков. Они, как правило, не станут ломать игрушку, чтобы узнать ее устройство. Попав в незнакомую обстановку, они нередко теряются, испытывают чувство настороженности и страха. Они более внушаемы и доверчивы, чем мальчики, у них легче вызвать сострадание, войти к ним в доверие и обмануть их.

Д. в большинстве своем любят читать художественную литературу, стихи, увлекаются гуманитарными предметами, проявляя гораздо меньший интерес к математике, физике, химии, техническому творчеству. Их мышление отличается большей конкретностью: чтобы убедиться или убедить кого-либо в правильности того или иного положения, они пробуют приложить его к конкретности повседневной жизни, тогда как мальчики более склонны доказывать свою правоту путем обоснования логичности своей мысли. Д. заметно уступают мальчикам в абстрактно-логическом мышлении, но зато превосходят их в образном, художественном восприятии мира.

В начальных классах Д. учатся чаще всего лучше мальчиков, но это превосходство в учебе часто оказывается недолговечным: в старших классах мальчики начинают обгонять многих из них. Отстают те Д., у которых из-за их послушания, готовности к подражанию формируется в основном исполнительская активность, а не творческая. Поэтому необходимо родителям вместе с учителями больше внимания уделять развитию творческого мышления Д.

Д. в основном держится возле мамы, и ее легче научить работе по дому. Накрывается стол к приходу гостей — помогай, дочка, учись. Многие полезные навыки можно передать Д., пока она жаждет общаться с родителями, вязать, шить, печь пироги. Все это ей пригодится как будущей хозяйке дома. Не будем забывать, что дочке, когда она вырастет и выйдет замуж, предстоит стать эмоциональным лидером семьи. А потому постараемся развить такие ее качества, как мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. Но ничто не сделает ее приветливой и сердечной, если нет таких черт у матери. Дорого расплачиваются дочки за дурные привычки своих матерей: у сварливой матери вырастают такие же неуживчивые дочки, а это нередко разрушает в будущем их личное счастье. Ведь судьба во многом определяется характером человека, и если характер у дочки и мамы схож, если они придерживаются одинаковых взглядов на жизнь, если у обеих одинаковый идеал избранника, то стоит ли удивляться, что ошибки матери становятся позже ошибками дочери — равным образом, как и ее успехи, удачи.

Воспитывая Д., важно учитывать, что физиологическое созревание у нее наступает раньше, чем у мальчиков. Раньше появляются сложные формы самосознания. И. Кон отмечает, что у Д. на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, возникает потребность в глубокой интимной дружбе, и девичья дружба более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, они более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские. Д. особенно остро нуждаются в понимании, в сочувствии, сопереживании. Они имеют в среднем меньше близких друзей своего пола, чем мальчики, а те, у кого есть несколько близких подруг, предпочитают встречаться не сразу со всеми, а порознь. Девушки придают большее значение межличностным отношениям и более склонны к самораскрытию. У старшеклассницы появляется потребность в психологической близости с юношей, чувственность рождается значительно позже. Девушка нуждается в нежности, проявляет большую чувствительность к тонким психологическим нюансам во взаимоотношениях.

Общение родителей с дочерью требует особого такта, понимания, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности Д. ранимы, обидчивы. Д. долго не может простить грубости, хотя и будет пытаться это скрыть. Даже маленькая несправедливость, которая для мальчика осталась бы незамеченной, Д. заставляет глубоко страдать.

В целом воспитание Д. дело не простое, его недостатки тут сказываются весьма болезненно.

Скромность, мягкость, сдержанность— как важно беречь и лелеять эти девичьи черты! Тонкая эмоциональность, способность жить больше. сердцем, чем умом, умение сочувствовать — все это поможет Д. в будущем сохранить семью, удержать в доме счастье. И еще — надо воспитывать уважение к мужчине просто потому, что он мужчина. Недостаток этого качества у многих современных девушек унижает их самих.

Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Чем более интеллектуально и духовно развита Д., тем раньше она оказывается способна на это сложное чувство. Но истинная первая любовь настолько возвышенна' и благородна, что она бережет от всего дурного. Установлено: девушка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных связей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, высоко поднимающее человека над обыденной жизнью.

«Все в ней гармония, все диво»,— сказал поэт. Именно таким воплощением гармонии, обаяния, внешней и внутренней красоты будет девушка, если она с детства живет богатой духовной жизнью, если разносторонни ее интересы — познавательные, эстетические, общественные.

См. также: Дошкольник; Женственность; Культура поведения; Младший школьник; Материнство; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Подросток; Юность.

Советуем прочитать: 7, 27, 35, 39, 41, 74, 79.

Семейное воспитание. Краткий словарь. М. Политиздат. 1990 г.

Завтра будет про мальчиков

 

Tags: воспитание детей, воспитание детей из прочитанного, куплю билет в СССР, о воспитании, феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments