Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Воспитание мальчиков и девочек в СССР. Результат.

А как советские методисты представляли себе результат гендерно-ориентированного воспитания?

При чтении обратите внимание на:

1) Противоречия в представлениях о сущности женствености и мужественности.

2) Противоречивые объяснения сущности материнского инстинкта и единогласие, относительно  сущности чувства отца к ребенку.

3) Цитату из Отто Вайнингера (нечего сказать, нашли кого цитировать! )

4) Конкретное описание материнских обязанностей и весьма абстрактное -- отцовских.

ЖЕНСТВЕННОСТЬ — совокупность наиболее значимых, привлекательных качеств личности женщины, которые проявляются в различных сферах жизнедеятельности человека: работе, семье, отношениях с другими людьми. Содержание модели Ж. (фемининности), как и модели мужественности (маскулинности, определяет особенности общественно-производственных и семейных функций женщин (мужчин) в современном обществе, типичные или наиболее приемлемые формы деятельности для представителя каждого пола. Соответственно этим представлениям выделяют два типа моделей: традиционную и современную.

Первая модель отражает экономическое, социальное, юридическое неравноправие женщин и мужчин, убеждение, что только семья является единственно доступной и желательной областью интересов женщин, а также соответствующий тип брачно-семейных отношений с зафиксированными юридически и в общественном мнении нормативными образцами женского (мужского) стиля поведения, характера, с четким разделением прав и обязанностей супругов. Конечно, и раньше были женщины, чьи интересы распространялись на «исконно мужские» сферы жизнедеятельности: политику, науку, общественную деятельность, то есть они также не ограничивали себя рамками семьи, но все это — исключения, не получавшие одобрения в общественном мнении. В наше время идеальная модель Ж. предполагает гармоничное сочетание интересов, связанных с работой и семьей, а также качеств, необходимых для достижения высокого социального и профессионального статуса (энергичность, деловитость, целеустремленность и т. п.), с качествами, обеспечивающими оптимальные взаимоотношения с другими людьми (отзывчивость, терпеливость, заботливость, деликатность и т. п.). Современные представления о Ж. обнаруживают широкий спектр различных вариантов, которые отражают мнения людей разных социальных, национальных, возрастных и половых групп. Также неоднозначны и реальные ее проявления, а нарушение гармонии «деловых» и «сугубо женских» качеств, как правило, происходит за счет «маскулинизации» Ж.

Современной женщине часто не хватает именно Ж. в ее традиционном понимании: мягкости, нежности, терпимости, всего того, что составляет присущий только ей стиль поведения. И все же качества женщины, характеризующие ее как жену, мать, составляют основу представлений о Ж. Однако они не даны ей изначально, инстинкт материнства, врожденная потребность (и способность) к опеке, заботе — не более чем миф, сохранение которого позволяет не обращать внимания на такую важную задачу воспитания, как формирование будущих матерей, жен, а не только активных членов общества. Часто родители начинают целенаправленное половое воспитание своих детей только с наступлением их полового созревания. Но ведь общий характер чувств, ценностей, идеалов, стиль поведения девочек формируются и на предшествующих этапах жизни, всем ходом их психического развития, а главное, опытом общения со взрослыми и сверстниками. Но именно с подросткового возраста начинают складываться у детей осознанные идеалы Ж., которые теперь во многом определяют характер отношения подростков к сверстникам своего и другого пола. Для того чтобы родители могли успешно осуществлять половое воспитание, необходимо знать особенности понимания детьми представлений о Ж.

Исследования показали, что центральное место в образе «настоящей женщины» занимает сфера ее взаимоотношений с другими людьми: семейно бытовая у 13—14-летних и отношения «романтические», т. е. со своими сверстниками-юношами, у 15—17-летних. Девочки признают большую роль женщины как жены, матери, хозяйки дома, могут назвать многочисленные ее обязанности, однако их собственное отношение к этому неоднозначно: наряду с положительным часто встречается и негативное. С другой стороны, девочки рассматривают эту женскую роль в семье зачастую с чисто внешней стороны: видят лишь набор бытовых обязанностей, часто обременительных, мешающих другой, более интересной жизни. Нравственный смысл этих житейских обязанностей — проявления заботы, внимания, помощи другим членам семьи — пока еще ими не осознается и без специального воспитания может быть не осознан и в дальнейшем.

 

 

МАТЕРИНСТВО. М. и отцовство — стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл их личного существования.

Слово «материнство» в словаре русского языка С. И. Ожегова обозначает «состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми». Сами дети на вопрос «Зачем человеку мама?» отвечают: «дает человеку жизнь», «выкармливает его», «защищает от неприятностей и бед», «учит всему хорошему и доброму», «предостерегает от плохого», «любит детей», «для счастья»...

Итак, в сухом научном определении и наивных суждениях детей легко просматривается смысл и назначение М.

Когда-то в древности слово «воспитание» имело узкий смысл — «вскармливание». Но на протяжении веков люди поняли: для человека не менее важно «духовное питание». В чем же особенность материнского воспитания?

Природный материнский инстинкт — первый импульс материнского чувства любви, то есть способность ощущать, воспринимать, осознавать, понимать, сопереживать,
Изначально мать воспитывает в ребенке прекрасное через чувства: поет колыбельную, рассказывает сказку, показывает, забавные картинки, учит обращаться с красками (эстетическое) ; хмурит брови, если нашалил, радуется доброму поступку, жестом остановила готовую ударить ручонку (этическое) ; вместе с ребенком убирает игрушки, радуется построенному из кубиков дворцу, одобряет вымытые ручки и выстиранную кукольную одежду (трудовое) ; любуется вместе жизнью муравейника, не позволяет разорить птичье гнездо, учит оберегать растения (экологическое); радуется экономной трате карманных денег, печалится по поводу испорченной вещи (экономическое); восторгается первым детским словом, первым шагом, с наслаждением, массажирует детское тельце, обучает азам физической культуры (физическое).

На волне чувственного восприятия наиболее эффективны и другие элементы воспитания ребенка:

— создание воспитывающей атмосферы. В. А. Сухомлинский рекомендовал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Вот почему любящая мать с момента рождения ребенка начинает преобразовывать свое жилище, жизнь всех домочадцев в этом русле;

— ознакомление с окружающим миром;

— развитие   эмоциональной   сферы ребенка, реализуемое в чувствах сопереживания,  сострадания,  сочувствия — букашке, цветочку, книжке, любимой игрушке, другому человеку;

— создание позитивного опыта в разнообразных видах деятельности: познании, труде, игре;

—и, наконец, первая школа общения матери с ребенком, в основе которого — до'брота, великодушие, сердечность, откровенность, целомудрие, правдивость, верность...

Мать для девочки — пример будущей девушки, женщины; для мальчика — образец будущей спутницы жизни.

Одна из непростых задач М.— сделать супруга отцом ребенка. Ведь материнский инстинкт — врожден, а чувство отцовства зарождается уже после рождения ребенка: с первым робким прикосновением к нему, с первой улыбки, первой заботы о малыше, с первой эмоциональной потребности друг в друге. Проблемы появляются в неполной, так называемой материнской семье: материальные затруднения, необходимость нести двойной груз забот, бремя ответственности, душевные переживания по поводу несостоявшейся любви и семейного счастья, беспокойство за судьбу ребенка, за его ущербное детство без отца, нередко и чувство вины, иногда — неудачные   попытки   создания   новой семьи. Возникают сложности и в воспитании: заласканность, потакание всем прихотям ребенка, изнеженность... Нередко у ребенка формируется отношение ко всем явлениям жизни сквозь призму женских взглядов, возникают нарушения полоролевого поведения.

Очень важно, чтобы девочка с детства готовилась к М.; девушка — была предельно разумной в выборе избранника — будущего отца своих детей. А в случае распада семьи — сумела разумно построить отношения с бывшим мужем, не лишая его отцовства. В случае повторного замужества — была бы готова думать о чувствах и переживаниях ребенка, а если потребуется — заменить мать чужому ребенку.

См. также: Девочка: особенности воспитания; Отцовство; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Потребность в детях; Чадолюбие.

Советуем прочитать: 20, 37, 48, 52, 65, 70, 71.

 
МУЖЕСТВЕННОСТЬ — совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения, так и специфические, связанные с особенностями пола и взаимоотношений мужчин и женщин в обществе, и прежде всего в семье. В представлениях о М. (маскулинности) выделяют «традиционную» модель и «современную».

Содержанию первой модели соответствует понимание М., включающее в себя те особенности личности, черты характера, которые связаны с активной деятельностью, достижением высокого социального и профессионального статуса: энергичность, деловитость, властность, уверенность, потребность в достижении, стремление к соперничеству, а также смелость, ловкость, воля, сила: (как физическая, так и моральная), эмоциональная сдержанность, рациональность мышления.

Вторая модель М. отвечает изменившемуся характеру брачно-семейных отношений, новому, так называемому «эгалитарному» типу семьи. В такой семье функции мужчины как мужа, отца предполагают равенство прав и обязанностей. Так, оба родителя в равной мере должны заниматься воспитанием детей. Сфера власти и лидерства теперь не является принадлежностью только мужской роли; проявление эмоциональной поддержки, теплоты, внимания ожидается и от жены и от мужа вне зависимости от их служебной занятости. Поэтому особенности современного типа семьи предъявляют высокие требования к личностному развитию мужчин, к их нравственной воспитанности, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам. Но распространение такого типа семьи сглаживает различия в тех требованиях и ожиданиях, которые считаются «типично мужскими» или «типично женскими». Поэтому такие качества, как внимательность, заботливость, воспитанность и т. п., считаются достаточно ценными — во всяком случае, по мнению женщин,— и для мужчин. Но реальные модели М. обнаруживают разнообразные сочетания. Отсутствие (или уменьшение) в представлениях о маскулинности и фемининности полярных, взаимоисключающих друг друга качеств личности, особенностей характера мужчин и женщин привело к возникновению специфической проблемы, которая появилась на рубеже XIX—XX века: женственные мужчины и мужественные женщины.

Еще в начале нашего века немецкий философ О. Вайнигер писал: «Женская душа в мужском теле и мужская душа в женском — таково наиболее общее явление нашей культуры». Но если раньше проблема изомерности, то есть преобладание женственности у мужчин и М. у женщин, наиболее остро стояла по отношению к последним, то теперь она касается и представителей сильного пола. И дело не столько в появлении в модели М. таких положительных качеств, как внимательность, чуткость, отзывчивость и т. п., сколько в снижении значимости традиционно «мужских» качеств, связанных с потребностью достижения высокого профессионального статуса, с чувством ответственности за семью.

Родителям при воспитании мальчиков необходимо обращать внимание'их на то, что прежние представления о М. не устарели, они просто видоизменились в современных условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие,— все это сохраняет свою актуальность и в настоящее время, с точки зрения и мужчин и женщин.

Сравнительно редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как «ответственность». Между тем ответственность — это не только знание своих обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков, защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль, Хорошие отцы, мужья, как и хорошие жены, матери, не рождаются сами собой, они — результат большой и очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества в целом.

См. также: Мальчик: особенности воспитания; Отцовство; Половое воспитание.

 

ОТЦОВСТВО — вместе с материнством составляет основу семейных отношений как супругов, так и родителей и детей. В словаре русского языка С. И. Ожегова «отцовство» определяется как «кровное родство между отцом и его ребенком».

Сутью биологической функции О. является его участие в зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего организма. Не только от матери, но и от отца зависят определяющие изначально биологическое существование будущего человека инстинкты, безусловные рефлексы. Генетически отцом и матерью определяются и черты биологического сходства с родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности телосложения, основы функционирования всех органов и систем детского организма. Кроме того, задатки — будущая основа развития способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, изучению иностранных языков) — также закладываются генетически. По наследству передаются многие заболевания. Некоторые вредные привычки матери и отца также могут определить будущие болезни ребенка. Такое влияние оказывают алкоголь, токсичные вещества, никотин, наркотики, даже в небольшой степени употребляемые будущими родителями.

Вот почему одно из требований полноценного О.— общее физическое здоровье отца, его постоянная забота о физической культуре своего организма и здоровом образе жизни.

Важны и социальные функции О. Говорят: «На плечах отца держится мир». И это действительно так: защита Отечества, обеспечение мира на Земле, управление государством и общественно-политическая деятельность, важнейшие научные исследования и выполнение тяжелых физических работ — во многом удел мужчины. Это определяет его жизненную позицию, а также позицию мужчины-отца в семье. Поэтому закономерны и естественны требования к нему: материальное обеспечение семьи, ответственность за жену и детей, помощь старикам родителям.

Существует объективная сложность О. Если у женщины чувство материнства возникает еще до рождения ребенка, то из мужчины надо «делать отца». Постепенно, по мере развития ребенка, женщина-мать формирует нравственный облик мужа — отца своего ребенка. Опрос старшеклассниц, молодых женщин и зрелых матерей позволил сформулировать своеобразный «нравственный кодекс» настоящего отца: ответственность, чувство долга, физическая и нравственная сила, гражданственность, смелость и мужественность, верность, надежность, великодушие... Разумеется, такой набор качеств формируется в процессе всей жизни человека. Но в период О. они должны стать предметом самовоспитания.

Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина — существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она в основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. Кроме того, отец формирует в мальчике будущего мужчину-отца, а в девочке — представление об идеале ее будущего избранника.

Хороший отец видит в ребенке личность и ее культивирует, организуя всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские разговоры «по душам» просто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В них — жизненно важные для растущего человека ценностные ориентиры: дружба — самое надежное в жизни, старость надо уважать, помочь слабому — долг мужчины; девочка должна быть скромной, незачем расточать юность на пустые дела...

Хороший отец постарается избежать наиболее распространенных ошибок: авторитарности, основанной на грубых мерах воздействия, унижения достоинства жены и ребенка, немотивированной самоуверенности, отстраненности от воспитания детей. Надо заметить, что причины отстраненности могут быть вроде бы и позитивными: увлеченность работой, командировки, различные хобби, важные дела по дому, помощь друзьям и т. д. Но, к сожалению, бывают среди этих причин и пьянство, и азартные игры, и супружеские измены... Последствия при этом едины — безнадзорность детей, дурной пример, феминизация воспитания не только в школе, но и в семье.

Счастье О. может испытать только тот человек, который сумел воспитать своих детей в соответствии с высокими нравственными идеалами. Стать хорошим отцом непросто. И мальчик, юноша — будущий отец — должен знать, что все тяготы воспитания ребенка сторицей покрываются ни с чем не сравнимым родительским счастьем. Счастье это рождается в нелегком труде по уходу за малышом, в преодолении неизбежных трудностей, с которыми связано воспитание даже самого благополучного ребенка.

Важнейшее качество будущего отца — ответственность. Тот, кто сначала дает жизнь ребенку, а потом начинает раздумывать, брать или не брать на себя «вину» за его появление на свет, рискует стать для него человеком более чем чужим. Ведь дети, выросшие без отца, имеют более низкий уровень притязаний, более высокий уровень тревожности, заниженную самооценку. Они испытывают трудности и общении. Не имея перед собой образца мужского поведения, такие подростки неправильно оценивают твердость и грубость, нежность и жестокость, конфликтность и умение ладить с окружающими.

Чтобы из мальчика вырос хороший отец, его с детства надо приучать к заботе о родных и близких, к участию в домашних делах, формировать у него наряду с мужественностью и решительностью способность к сопереживанию, снисходительность к слабостям и недостаткам близких. Личный пример отца и его отношение к собственным родительским обязанностям — надежная гарантия подготовки мальчика к будущему О.

См. также: Мальчик: особенности воспитания; Материнство; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Потребность в детях; Чадолюбие.

Советуем прочитать: 24, 26, 48, 70, 71.

 

Семейное воспитание. Краткий словарь. М. Политиздат. 1990 г.


Tags: воспитание детей, воспитание детей из прочитанного, куплю билет в СССР, о воспитании, феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments