Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Советский педагог против девочек (окончание)

 

        МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ - МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

 

   Половая  зрелость девочек началась  уже  в четвертом классе. С 10 до 11

лет девочки так  резко "подпрыгнули" в высоту,  что  все они стали какими-то

неузнаваемыми:  длинные  руки  и  ноги,  длинная  узкая  грудь,  черты  лица

заострились,- все это напоминало,  что начался таинственный процесс рождения
женщины. 

Словно зеркало внутренних процессов, которые начались под влиянием

 полового   созревания,   были   глаза   девочек.   Они  стали  пытливыми   и

 настороженными, тревожными и удивленными. Казалось, глаза девочек вопрошали:

"Что со мной творится?" С  10 лет у девочек началось развитие грудных желез,

 а  к  концу двенадцатого  года уже были  девичьи  груди.  Это  самый бурный,

 важнейший и для них, и для воспитателя период  становления женщины. Созревая

 значительно   раньше   мальчиков,   девочки   ощущают,   переживают   словно

 преждевременность  своего  становления  как   женщины.  Взглянет   юноша  на

 нескладную фигуру девочки, подумает с удивлением, что это рождается женщина,

 а  девочка  уже чувствует, что подумал  юноша,  она  словно съежится под его

 взглядом,  этот взгляд  ее волнует,  удивляет,  вызывает какие-то  неведомые

 радостные мысли. Необходимо посоветовать родителям и воспитателям:  берегите

 девочек  в  этот  период  от  нескромных,  слишком  любопытных,  а иногда  и

 развращенных  взглядов  взрослых. Нескромный, "оценивающий" взгляд взрослого

 девочка переживает как что-то странное, не совсем понятное, но в то же время

 она  догадывается  (больше  чувствуя, чем  понимая),  кого  в  ней  видят  и

 разглядывают,  и это сначала пробуждает  в  ней смятение,  а потом - мысли о

 взаимоотношении  полов.  От  юноши  и  зрелого  мужчины требуется  моральная

 воспитанность,   чтобы   "не  замечать"  изменений,  которые  совершаются  в

 организме  девочки. Как  можно  меньше разговоров о  любви,  половой жизни и взаимоотношениях полов, как можно  меньше  повышенного  интереса  к половому

 созреванию девочки, как можно больше человечности, сердечности, отзывчивости

 и  чуткости  во  взаимоотношениях  между  членами  коллектива  - вот  в  чем

 предпосылка правильного  полового воспитания.  В школе должен господствовать

 культ матери - дух высокого, целомудренного отношения к женщине -  источнику

 человеческой  жизни  и  красоты.  Это  облагораживает  естественное  половое

 влечение, очищает душу человека от животного, грубо инстинктивного. Тот, кто

 воспитан в духе целомудренного уважения, благоговения перед матерью, никогда

 не взглянет на девочку и девушку похотливым взглядом, его глаза  не заставят

 юное существо съежиться, насторожиться или же,  наоборот,  ответить  женским кокетством. Воспитание  в духе материнского  культа  потребует  специального

 рассмотрения  в  тесной  связи  со  всем  комплексом  проблем,  связанных  с

 формированием морального облика личности  и коллектива.  Половая  зрелость у

 мальчиков начинается года на два позже. Самая бурная деятельность гипофиза и

 щитовидной железы, которые своими гормонами  пробуждают деятельность половых

 желез, приходится  у  мальчиков на тринадцатый  и особенно  на четырнадцатый

 годы. То, что у  большинства  девочек уже  завершается,  у мальчиков  только

 начинается.  Это усложняет  воспитательную  работу,  хотя в то  же  время  и

 облегчает ее, потому что возбужденность, бурная  реакция  девочек на внешние

 влияния,  вызванная   половым  созреванием,  смягчается,  сглаживается   тем

 обстоятельством,  что,  ощущая необычность,  глубокую интимность  того,  что

 совершается с ними,  девочки стараются скрыть  в себе рождение и становление

 женщины.  Внутренняя  возбужденность словно тормозится  мыслью  о  вторичных

 половых   признаках,  особенно  о  развитии   грудных  желез.  Эти  признаки

 напоминают  девочкам,  что  в  них рождается будущая  мать.  Мысль об этом в

 значительной  мере  уравновешивает  противоречия отрочества. Целомудренность

 отношений  между  мальчиками и девочками, а потом между юношами и  девушками

 зависит от того, насколько коллектив и каждая личность одухотворены чувством

 уважения  к  матери.  Человеческое  материнство -  это не  только  забота  о

 сохранении  рода,  это   огромнейшее   моральное  богатство,   создававшееся

 тысячелетиями. Оно является  могучей  духовной силой, которая воспитывает  в

 мальчике мужа  и отца,  который уважает  самого  себя,  дорожит  собственным

 человеческим достоинством лишь  постольку,  поскольку он уважает  в  девочке

 будущую мать и дорожит ее достоинством, как честью  семьи. Но много

 обстоятельств и затрудняют  его. Обо  всех  непонятных  подростку  явлениях,

 связанных  с  половым созреванием, нужно говорить  с  мальчиками и девочками

 отдельно. И этот глубоко интимный разговор (с мальчиками - разговор мужчины,

 с девочками - женщины) должен  не углублять  интерес к  половой зрелости, а,

 наоборот,  сглаживать,  облагораживать его. Еще  раз  подчеркиваю:  беседы о

 половой зрелости не разжигают нездоровой  пытливости лишь тогда, когда школа

 одухотворена культом  матери.  Любая  беседа о человеческой  культуре должна

 нести  в  себе  моральный  смысл.  Это  очень  важно. Я говорил  мальчикам и

 девочкам: "Вы будущие отцы и  матери. Через несколько лет у  вас будут дети,

 вы будете думать об их воспитании так, как сейчас  о вас думают ваши  отцы и

 матери.  Помните,  что  взаимоотношения мужчины  и женщины ведут  к рождению

 нового человека.  Это  не только биологический  акт,  а прежде всего великое

 человеческое  творчество.  Только циник  и  негодяй  может  думать  об  этих

 взаимоотношениях как  о чем-то грязном". В  эти годы я  составил хрестоматию

 "Материнская  красота". Это  рассказы  и  сказки  о  величии,  благородстве,

 красоте  матери.

     Я  добился того, что сызмала  каждый мой воспитанник брал на себя часть

нелегкой, однообразной, надоедливой работы матери.  Все это и является сутью

материнского культа. Большой моей заботой  было утвердить чувство интимности

в отношении мальчиков и девочек ко всему, что связано с половой зрелостью: к

собственному   телу,  красоте,  отдельным  недостаткам.  Почти  все   советы

подросткам  касались  не  биологических,  анатомо-физиологических   явлений,

вязанных непосредственно с функцией половых желез, а их влияния на организм

целом,  особенно  на  рост  тела,  на мозг  и  сердце,  на  центральную  и

вегетативную нервную  систему. ..

Педагогическая мудрость  полового воспитания состоит в том, чтобы как  можно

 меньше говорить  о физиологическом во взаимоотношениях  полов. Исключительно

 важна  тут гармония физического развития и духовной жизни. Безделье ведет  к

духовному опустошению, а все грязное, низменное,  отвратительное, что есть в

 жизни  нашего общества, заполняет  эту пустоту, находя  чуть приметные щели.

 Такой щелью является прежде всего убогость  духовных  интересов коллектива и

 личности,  отсутствие или  же  крайняя  бедность  обмена  интеллектуальными,

 эстетическими, творческими богатствами между мальчиками и девочками в период

 полового созревания. Если мальчик открывает в девочке только  изменения в ее

 внешности, если ему попадают  на  глаза только вторичные половые признаки  -

это  уже щель, через которую  в  пустую душу прорывается яд цинизма. Мальчик

 должен  видеть,  чувствовать  в   девочке  прежде  всего  ее  ум,   духовные

 потребности  и интересы, и самое  главное  -  ее  высокую требовательность к

 человеку, чувство собственного достоинства,  гордости, неприкосновенности. В

 половом  воспитании  подростков  мы обращаем  особое  внимание  на работу  с

 девочками.  Ее  следовало бы  назвать  воспитанием  материнской  гордости. В

 беседах, которые  проводила с девочками, когда они вступали в период половой

 зрелости, опытный педагог А. И. Сухомлинская, на первом плане была мысль: я,

 девочка,-  завтрашняя мать. Природой  и обществом на  меня возложена высокая

 миссия - повторить в детях себя и того, кого я люблю, переложить в детей все

 лучшее,  созданное   человечеством.  Я   должна   быть   мудрой,  строгой  и

 осмотрительной. Я  -  женщина, мои  отношения  с  мужчиной ведут  к рождению

 детей. Любовь - это великое, благородное чувство, но оно не должно затмевать

 мысли  о том, что мои  отношения с мужчиной ведут к созданию семьи. Я должна

 быть гордой, недоступной; я должна быть в сто раз мудрее мужчины - отца моих

 детей,  потому что  в  миссии  продолжения рода человеческого, сохранения  и

 приумножения  духовных  богатств  человечества  природа  возложила  на  меня

 несравненно большую  ответственность,  чем на него. Конечная цель воспитания

 материнской  гордости: девочка, женщина должна быть  в  определенной степени

 воспитателем юноши, мужчины,  будущего отца. Она  должна стать мудрой главою

 семьи. Чувство материнской гордости утверждается в душе  девочки лишь тогда,

 когда в ней  есть  духовные  богатства  и для  людской гордости.  Чтобы быть

 гордой, мудрой,  недоступной, она должна иметь  то,  чем  гордится  человек:

 собственное   достоинство,   сознание   высокой   цели   жизни,   творческие

 способности, наклонности, призвание.

      Все это создается в душе по крохотке. Если  девочка приобретает все эти

 богатства  в  годы, предшествующие  становлению  в  ней  женщины,  и  в годы

 полового  созревания,   она  становится  могучей  духовной   силой,  которая

 облагораживает  мужчину. ..
В этом

драгоценном человеческом качестве, которое я  называю  женской,  материнской

гордостью,  большая роль принадлежит  чувству  красоты.  Каждый  раз, когда,

столкнувшись с  грубым  инстинктом, с  пошлостью  и  цинизмом,  мои  девочки

проявляли светлую материнскую гордость, я все больше убеждался: если красота

-  красота  человеческой души,  красота  благородства,  преданности  великим

идеалам, если  красота человеческой верности, по художественному определению

Олеся Гончара, стала человеческим богатством личности, это богатство  делает

девушку морально стойкой, мудрой, дальновидной».

 

В. А. Сухомлинский Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;

 

 

Вы без труда сможете проследить идеи о девочке — как будущей матери и воспитательнице не только детей но и мужа вошли в методические разработки 1980 —

1990х  годов. Однако сам того не заметив, Сухомлинский подложил своим ученицам (и в

первую очередь именно ученицам огромную свинью.

 

Во-первых, он пожелал, чтобы они стали матерями прежде, чем стали женщинами.  Он захотел чтобы девочки стремились к зачатию, беременности и рождению, но не стемились к сексу.   Во-вторых — после долгих лет разговоров о человеческом достоинстве и о безграничных возможностях человека  он объяснял им, что они — не больше чем инкубаторы, что все их достоинства  служат лишь том, чтобы они были более сознательными инкубаторами, и что все возможности, которые предоставила им советская страна, они должны использовать в свободное от инкубации время. Ну и наконец он внушал им, что пока они принимают эти чудовищные правила игры — они хорошие, а если захотят их нарушить —  они сами виноваты.

Tags: воспитание детей, воспитание детей из прочитанного, куплю билет в СССР, о воспитании, феминизм
Subscribe

  • Пост бескорыстного любования

    Собрание сочинений Джейн Остин. Стоит чертову уйму денег, и ставить бумажные книги уже некуда, но полюбоваться можно ;))

  • Гордость и предубеждение

    Глава 19 Планы на будущее В главе 19 мистер Коллинз предлагает Элизабет руку, сердце, Хансфорд, Лонгборн и благосклонное внимание леди…

  • Гордость и предубеждение

    Ну наконец-то собралась! Сама себе хлопаю в ладоши и кричу Ура! Гордость и предубеждение. Глава 18. Первый танец и первый разговор о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 167 comments

  • Пост бескорыстного любования

    Собрание сочинений Джейн Остин. Стоит чертову уйму денег, и ставить бумажные книги уже некуда, но полюбоваться можно ;))

  • Гордость и предубеждение

    Глава 19 Планы на будущее В главе 19 мистер Коллинз предлагает Элизабет руку, сердце, Хансфорд, Лонгборн и благосклонное внимание леди…

  • Гордость и предубеждение

    Ну наконец-то собралась! Сама себе хлопаю в ладоши и кричу Ура! Гордость и предубеждение. Глава 18. Первый танец и первый разговор о…