Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Сексуальное воспитание в СССР

Нашла новую книжку:

Д.Д. Исаев В.Е. Каган Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л. «Медицина» 1980.

 Вследствие этого грядет новая серия постов. Первый я решила посвятить собственно секусальному воспитанию — т.е. знакомству детей с физиологией половой системы и принятыми в обществе сексуальными практиками.

Итак:

 

«Некоторый свет на эти вопросы проливают данные проведенных нами опросов.

Они относятся к семьям, большинство из которых (88%) были полными, в половине из них — один ребенок, в другой половине — двое. Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о .вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию.

Треть  родителей  сообщила,  что  проводит  его, В третьей части семей в ответ на вопросы детей звучат сказочные сведения (классические «аист принес... нашли в огороде... купили в магазине») с использованием специфических детских обозначений. Но даже такая форма для пятой части родителей трудна, смущает их и не позволяет просто, доступно и откровенно разъяснить требуемое. Считая половое воспитание своей обязанностью, треть родителей настаивает на участии в нем педагогов и врачей, а пятая часть предпочитает чтобы все «острые» проблемы разрешались-с помощью средств массовой информации. По-видимому, значительная часть родителей испытывает эмоциональное напряжение в разговорах с близкими людьми и детьми на сексуальные темы.

Почти все дети опрощенных живут в хороших бытовых условиях. Однако и при этом поведение взрослых и их отношение к детям не всегда соответствуют элементарным требованиям полового воспитания. По признанию родителей, дети могут наблюдать их интимные отношения (12%), ласки, поцелуи, одевание и раздевание взрослых  (50%)", слышать циничные разговоры старших (7%).

В то время как треть родителей отмечает чрезмерность проявления своих чувств к детям, некоторые (7%) обвиняют себя в недостаточной теплоте. Часть детей воспитывается без достаточного учета их поло-вой принадлежности (15%) или даже как дети противоположного пола (1%). Еще не исчезли из быта части семей физические наказания (20%) и запугивания. Детей пугают доктором и милиционером, дядей и тетей, школой и чердаком, сказочными персонажами и животными, угрозами отрезать руки или половые органы (нередко для вящей убедительности держа в руках большие ножницы).

50% матерей отмечают привязанность ребенка к себе и 40%—к отцу. Оценка этого факта возможна лишь при учете семейной атмосферы. На эффективность воспитания в семье, безусловно, накладывает отпечаток то, что 75% детей посещают детские учреждения: каждый третий ребенок с возраста до 3 лет, каждый десятый — с возраста до 1 года.

О фактической осведомленности детей этого возраста в вопросах пола говорят данные опроса молодежи. До 7 лет сведения о различии мужских и женских гениталий получили 61% девочек и 52% мальчиков. Если эти данные достоверны, то получение |указанных сведений у значительного числа детей некоторые авторы считают запаздывающим — по мнению ряда специалистов дети должны знать об этих различиях к 2,5—3 годам. Опрос матерей показал, что 52% детей этого возраста задают соответствующие вопросы. Приходится предположить, что остальные получают информацию вне семьи. Действительно, источником этой информации назвали родителей лишь 10% юношей и 20% девушек, тогда как старших детей  и  сверстников — 80%   и 65%   соответственно. О своих половых отличиях дети, как правило, узнавали без значительных переживаний, за исключением 20% мальчиков и 10% девочек.

Запаздывает и приобретение сведений о деторождении: к 7 годам о родовом акте знают только.28% мальчиков и 15% девочек. Р. Нойберт (1971) полагает, выражая мнение большинства специалистов, что эти сведения должны быть в 5—7 лет известны всем детям. Примерно 60% матерей сообщили, что дети задают вопросы о своем рождении. Но большинство опрошенной молодежи не называет родителей в качестве источников информации об этом. Мальчики относятся к сведениям о родах спокойно, у  девочек они вызывают недоверие, волнение и удивление.

О роли отца к 7 годам узнает каждый 5-й мальчик и каждая 10-я девочка. Запаздывание оказывается очень значительным, если учесть, что по Р. Нойберту к 6—8 годам все дети должны знать об этом. В семье эти сведения получает треть девочек и около шестой части мальчиков. Матери указывают, что дети обращаются к ним с этим вопросом редко (9%). У трети девочек и пятой части мальчиков эти сведения вызывают волнение.

Понятие о беременности в дошкольном возрасте имели 25% мальчиков и 17% девочек. Родители информируют об этом девочек (2/з опрошенных) вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей лишь 13% детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением.

О половом акте до 7 лет знают пятая часть мальчиков и десятая часть девочек. О нем никто из детей не информируется родителями.

Более 60% мальчиков и свыше 40% девочек узнали об этом из наблюдений за животными и людьми (чаще девочки). Родители не припомнили детских вопросов о сути половых контактов. Для трети девочек и четвертой части мальчиков первое столкновение с понятием о половом акте носит характер потрясения. Воспитателя детских учреждений указывают, что пятая часть детей активно задает педагогам вопросы о различии полов, происхождении детей, роли отца и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой.

О таких явлениях как мастурбация, эксгибиционизм, визионизм, фетишизм, гомосексуализм в детстве узнают 7% мальчиков и 2% девочек, причем половина из них — наблюдая за другими детьми.

Онанизм до 7 лет отмечен среди опрошенной молодежи у 2,5% юношей и 5% девочек. По сведениям родителей — 5%, а по сведениям воспитателей детских учреждений—11% детей мастурбируют. Педагоги сообщает, что дети мастурбируют руками, предметами, сжимая бедра, катаясь верхом, ерзая на животе. Подглядывание за обнаженными сверстниками и взрослыми, за уринацией и дефекацией, за интимными сторонами жизни взрослых отмечены 5% юношей и 4,% девушек. Родители полагают, что такого рода любопытство распространено шире (25%), Сходного мнения придерживаются воспитатели. Родители и воспитатели отмечают попытки обнажения у 5% детей, но лишь около 3% молодежи (чаще юноши) смогли вспомнить об этом типе поведения.

По совпадающим данным опросов родителей и молодежи примерно 5% мальчиков и 8% девочек влюбляются в лиц другого пола разного возраста. Педагоги у трети детей и несколько реже (15%) родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается В том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых отличий отражают, по-видимому, отношения между старшими и младшими в семье (отвергание детей родителями, запугивание, воспитание по типу противоположного пола, ревность к сиблингу).   
                                                                                                                                                                                                                  
Игры детей с взаимным раздеванием отмечаются родителями 50% детей. Среди близких к сексуальным проявлениям надо отметить сквернословие, интерес к неприличным словам, песням, рисункам, хотя они могут иметь значение и средства привлечения к себе внимания, самоутверждения, либо просто являются повторением слышанного. Матери считают, что таких детей около 5%, воспитатели — около 10%,


Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи, относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения от сверстников и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоционально. Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще девочки уяснили роль отца, почти все мальчики и половина девочек — из объяснений сверстников и старших детей; 15%—от родителей; эти сведения воспринимались многими с волнением часто как нечто потрясающее. Сущность беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52%} девочек, из них благодаря родителям — 9% мальчиков к 24% девочек и от специалистов — 5—7% детей. Сущности полового акта родители не разъясняли, сведения же о нем получили 63% мальчиков и 43% девочек, причем из наблюдения полового акта соответственно — 30% и 19%", от сверстников и старших де тей — 65% и 68%, из литературы—10% и 24%.  У трети мальчиков и двух третей девочек это вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование.

О менструациях и поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% .девочек (61% от матерей). О противозачаточных средствах узнали 45% мальчиков и 6% девочек (лишь единицы — от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10% юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% и 10% соответственно: каждый десятый — наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка — из литературы, примерно каждый второй — от сверстников и каждый десятый — от посторонних взрослых. Заслуживают внимания основные словесные формы полученных знаний о поле: в медицинской терминологии— 27% мальчиков и 43% девочек и соответственно в обывательских выражениях — 52% и 42%, в циничных и бранных выражениях — 26 и 2%, в «детских» выражениях — 3% и 5%. Двое юношей и три девушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две девушки — о гомосексуальной влюбленности, 56% юношей и 36% девушек — о гетеросексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола подглядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка.»


В заключение — забавный кусочек про «профилактику онанизма» у дошкольников.

 

«Говоря о половом воспитании, врач не может ; дать режимно-гигиенических рекомендаций. Чрезмерное оберегание от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только 'возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но  и  перекармливание,  благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной стимуляции.

Определенных условий требует и сон детей. Ребенок должен спать в своей постели — нахождение в постели со старшими может способствовать раннему, появлению полового чувства. Постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Ночная одежда должна быть свободной и легкой — это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, надевают тесные трусики, добиваясь   этим   прямо   противоположного   эффекта. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может в попытках заснуть искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.). Чрезмерные нежности перед сном, ласки и многочисленные поцелуи, особенно области живота, бедер, спины и других эрогенных зон', приводят к избыточной сексуальной стимуляции.»

                                                                                                
Tags: воспитание детей, воспитание детей из прочитанного, куплю билет в СССР, о воспитании, феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments