Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Гендерное воспитание в СССР.

Источник:

Д.Д. Исаев В.Е. Каган Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л. «Медицина» 1980.

 
Прежде всего: материал по гендероному воспитанию не скомпонован, а разбросан по всему тексту. Выводы основаны не на исследованиях (как это было с сексуальным воспитанием) а на некритичном повторении гендерных стереотипов. Кажется, авторы сами не замечают ни противоречий в своем тексте (отмечены красным и синим цветом), ни того, что во многих важных вопросах они ограничиваются поверхностными, ничего не значащими, хотя и формально правильными словами. (зеленый цвет).

 Кроме того внимание привлекают:

1) Незыблемость представления о «мужской» и «женской» сферах труда. (красный и синий маркеры)

2) Обесценивание успехов девочек (они добиваются успехов в обучении благодаря якобы «усидчивости и прилежаню» в то время как мальчики «больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм». (оранжевый маркер)

3) Обесценивание способности к глубоким личным привязанностям у мальчиков. (фиолетовый маркер)

4) Терпимое отношение к «спонтанной агрессии» у мальчиков, и даже попытки переложить вину на жертву агрессии. (коричневый маркер)

Текст:

 

Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. Н., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру и людям.

В ролевой игре проявляются не только аффективные потребности текущего момента, но и более глубокие тенденции, связанные с формированием личности. Когда мальчик играет в шофера или разведчика, а девочка в куклы, это не только упражнение в деятельности, но и отражение стремлений. В детских играх символически реализуются желательные или уничтожаются нежелательные для ребенка свойства его личности. Это проявляется и в фантазиях, сновидениях, рисунках. В игре находит место и формирование   мужественности — женственности,   интерес  к вопросам пола. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствует элемент соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют дружными стайками, заботясь друг о друге, их игры тише,  больше  связаны  с  природой,  эстетическим оформлением. Уважением пользуются добрые, заботливые, конформные. В совместных играх мальчиков и девочек первые больше склонны к преодолению привычного, поиску новых форм, а вторые олицетворяют тенденции упорядоченности, сохранения привычных правил и форм.

 

В начале обучения девочки часто добиваются больших, чем мальчики, успехов благодаря более дифференцированной и тонкой ручной моторике, большей усидчивости и прилежанию. Подчеркивая эти различия, педагог рискует, во-первых, способствовать феминизации поведения части мальчиков, во-вторых, у другой части провоцировать агрессивность к девочкам, в-третьих, выработать у девочек «взгляд свысока» на мальчиков, неуважение к маскулинному поведению.

 

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения? Если эта потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это отвергание, объективно отражающее динамику формирования отношений в коллективе, в крайних случаях может принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым недостаточно легких знаков отвергания для коррекции поведения, и чаще всего — на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о мужественности. И когда взрослые говорят: «Какой же ты мужчина?», мальчики презирают, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают презираемого в свою компанию и даже защищают от других мальчиков. Ни один из этих стихийных путей не способствует формированию маскулинного поведения. Только очень тонкая и деликатная помощь взрослы; может привести девочек, к уважению такого мальчика именно как мальчика, а через это — к изменению отношения к нему мужской части коллектива.

 

Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью сверстников, и, как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он все чаще оказывается в кругу детей разного возраста, культурного уровня и поведения. Почувствовав себя членом разношерстной дворовой компании, недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим долгом поступать в соответствии с может быть еще не всегда для него понятными стремлениями более активных и сведущих заводил. Такая  группа может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот «подвиг» оскорбительными и непристойными  замечаниями.   Участники  подобной акции, как правило, не осознают ни мотива ее, ни, тем более, значения слов, брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может способствовать закреплению способа поведения, когда девочку, женщину обижают походя, без желания обидеть, из стремления к «мужскому превосходству».

 

На этапе половой гомогенизации мальчиков отличает агрессивность, которая часто вызывает острое недовольство взрослых, их карающие личные и коллективные санкции и т. д. Результатом может быть либо утрата взрослыми контакта с мальчиками, либо феминизация поведения мальчиков, отрицательно сказывающаяся на дальнейшем ролевом, не только психосекеуальном, но и социальном оформлении личности как мальчиков, так и «обижаемых» ими девочек. Целесообразно помочь ребенку понять истинный мотив его поступка,, показать ему более желательный  вместе с тем мужественный способ отношения к жизни и проявления внимания к девочке. Осуждая и наказывая спонтанное поведение мальчика, учитель рискует выработать отрицательную установку к положительным мотивам этого поведения.

 

В каждом конкретном случае продуктивнее не ломать сложившееся у детей мнение, не навязывать им еще для них недоступную мораль взрослых, а помочь детям понять мотивы поступков и попытаться направить создавшуюся ситуацию. Например, оценивая обиду, нанесенную мальчиками класса одной из девочек, следует учитывать не только Возможность неуважения к девочке как представительнице своего пола, но и тот факт, что она вызвала осуждение своим, например, фискальством или неумением разделить интересы коллектива.

 

Не менее, а возможно, и более важно обеспечить на этом этапе социально приемлемое и поощряемое проявление естественных тенденций ребенка. В школе этому может помочь работа на уроках труда, кружковая работа и внеклассные занятия, в ходе которых мальчики и девочки выполняют либо дела, адресованные другому полу, либо разные части общего дела. Важно, чтобы мальчики и девочки пережили и осознали свое разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое общее участие в конкретном деле, могли помочь друг другу как равноправным (но не тождественным!) партнерам.

Трудно переоценить значение военно-спортивных игр с их высоким и положительным эмоциональным накалом, а также кружковой работы, роль руководителя кружка. Мальчики тяготеют к «мужским» кружкам, которыми и руководят, как правило, мужчины. Здесь они могут получить, как и девочки в соответствующих «женских» кружках; адекватные представления и поведенческие образцы мужественности или женственности.

Роль родителей также заключается не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы привлечь ребенка к соответствующим его полу реально ценным занятиям. Для этого не требуется каких-либо специальных мер: матери и отцу следует лишь включить в большей, чем до этого; мере сына или дочь в свои семейные обязанности. Если сын с отцом благоустраивают жилище, дочь с матерью готовят пищу, а собравшись все вместе, они планируют совместный выходной; если при этом мужская и женская половины помогают друг другу," то этим задачи полового воспитания решаются никак не меньше чем назидательными беседами. Мы неоднократно убеждались в том, что наиболее мужественные мальчики редко предпринимают акты бесцельной, призванной лишь выразить внимание, агрессии к девочкам. Заботливость — далеко не только женская черта, в этом возрасте и мальчики и девочки должны освоить приемлемые для них и соответствующие их половой роли способы заботиться друг о друге.

 

Следует принимать во внимание и пол ребенка, избавляя девочек от особенно тяжелых нагрузок. В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом, и эта тенденция часто некритически распространяется на воспитание детей. Однако в целях воспитания мужественности и женственности как социально необходимых и значимых свойств личности целесообразен и выбор того, что в первую очередь должен делать мальчик, а что девочка. Преодоление -силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на себя основных трудностей в работе — все эти качества должны воспитываться у. мальчиков. Но великодушие и способность справляться с трудностями должны развиваться и у девочек. И труд создает для этого наиболее благоприятные условия. Попытки жесткого разграничения и разделения труда для мальчиков и девочек могут вызвать, исходя из нынешней структуры семьи, возражения. Думается, что эти возражения не будут столь категоричными, если забота о мужественной и женственной позиции в жизни и труде не станет подменяться оценкой конкретных дел как-«мужских» или «женских». От позиции мужественности и женственности легко перейти к расширению круга обязанностей. От разделяемых по полу дел перейти к правильным установкам мужественности и женственности практически невозможно.

 

Tags: воспитание детей, воспитание детей из прочитанного, куплю билет в СССР, о воспитании, феминизм
Subscribe

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…