Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Беспощадная толерантность 5

Татьяна Томах
Дом для Чебурашки


Простите, если покажусь вам схематичной и полностю не выложившейся. Я действиетельно не выкладываюсь полностью Т.к. во-первых, неожиданно оказалось много работы, и мне многое стало пофиг ;),  я никогда не обещала выкладываться полностью в рецензиях на сборник, который мне не нравится. А штука эта приедаетеся мне быстрее, чем я ожидала, потому что там в основном все одно по одному. Вот и сегодня.

Идея: Санкт-Петербург поделен на районы, где живут люди, разделяющие одну культуру.  На Петроградской стороне - мусульмане, в Купчино -- эльфы. Чем занимаются эльфы -- неизвестно, мусульмане -- побивают камнями влюбленных по выходным. Традиция у них такая.
И еще в этом мире запрещены парные гетеросекуальные браки. Почему -- никто не знает (в том числе и автор, я спрашивала). Наверное потому, что иначе сюжет не сложился бы.



Сюжет: Девушка Настя любит юношу по имени Индеец (который в детстве спас ее, когда она заблудилась в лесу). Но соединиться они не могут, потому что это нельзя. Судьба разлучает их, Настя  терпеливо его ждет, выращивая мутантного зверька Чебурашку, прячась за шторой, когда во дворе опять убивают влюбленных и слушая рассуждения заведующие виварием зверьков-мутантов Гертруды.
Гретруда рассуждает в духе просвещенного консерватизма.


"— Видишь, что получилось из неплохой вроде бы идеи. Вот возьмем странность, отклонение от некой общепринятой нормы С одной стороны, никуда не годится странности запрещать. Тем более за это наказывать, преследовать, травить и тем более убивать. Что мы при этом получаем? Правильно. Закоснелое, неразвивающееся традиционное общество, где все живут в страхе быть не такими, как все. С другой стороны, что мы получили сейчас, когда как бы странности разрешили?
— Что?
— Закоснелое, неразвивающееся общество с идиотскими странностями вместо умных, выверенных временем традиций. Общество, где все живут в страхе быть такими, как все. Верно? Тупик какой-то, да?
 — Тупик, — вздохнула Настя. — Чебурашка сказал бы — потерялись.
— Потерялись. Но не тупик, — возразила Гертруда Хлебнула коньяка. Зажмурилась. — А штука вот в чем. Люди как бы хотели сказать, что они уже умные и развитые. Изменили отношение к норме, понимают и уважают любую странность. А на самом деле? Мы не изменили отношение. Мы просто изменили норму. Теперь мы преследуем не панков и хиппи, а тех, кто не панк и не хиппи. Все, что складывалось веками и тысячелетиями, шлифовалось, отлаживалось, мы сломали и искорежили в один миг. Вместо того чтобы подобрать бездомного щенка и воспитать себе друга и помощника, мы создали нелепого Чебурашку, несчастного уродца, которого теперь надо кормить с ложечки, чтобы он не умер"...

При этом ни Гертруда, ни Настя ни автор. не обращают внимания что побивание влюбленных камнями, которое так напугало   Настю на первой странице рассказа (и покажите мне кого бы не напугало -- я с удолвольствием брошу в него камень ;)) Так вот то самое побивание камнями -- это та самая "умная, выверенная временем традиция" расставание с которыми они так оплакивают.

Когда я спросила у автора, не видит ли она в этом противоречия, автор ответила, что не видит. Есть традиции хорошие и умные, и нормальные люди ("Вот мы все, например, я полагаю,  нормальные люди... -- и автор широким жестом показала на членов семинара Б.Н. Стругацкого)... так вот хорошие традиции нормальные люди соблюдают с удовольствием. А есть традиции плохие и глупые, и их нормальные люди соблюдать не обязаны. " А где та точка зрения, с которой можно определить, хорошая традиция или плохая?" -- спросила я. Ну это же элементарно, улыбнулась автор. Хорошие традиции -- это те, что нравятся нормальным людям.
Тут я, как пресловутый Чебурашка, уронила голову на стол и признала себя побежденной.

Наконец группа "нормальных людей" (в их числе само собой Индеец), называющая себя "Люди старых традиций",  решает организовать свою коммуну, и жить там в парных гетеросексуальных браках. И что характерно -- им никто не запрещает, потому что толерантность. И они удаляются гордые в сторону заката. Потирая руки и хихикая: "Ловко мы провели этих дураков". Занавес.


Герои. Наверное лучше всего привести цитату. Одну, но большую. Устала я что-то сочинять, пусть автор отдувается.
"— И вскочила Василиса Храбрая на коня, подпоясалась мечом и поскакала на поиски Ивана-царевича, которого унес Змей Горыныч... И отругала Ивана — мол, что ж ты, царевич, обижаешь Змея нашего Горыныча? Нешто он не имеет права на личное счастье потому, что не такой, как ты? Устыдился Иван-царевич. И поженились они все, втроем со Змеем Горынычем, и стали жить долго и счастливо.
—- Поженились втроем? — удивленно переспросила Настя.
Взгляды воспитательницы и детей обратились на нее с одинаковым выражением осуждения и брезгливой снисходительности.
— Тебе что-то непонятно, деточка? — сладким голосом поинтересовалась воспитательница и фальшиво улыбнулась. В ее глазах был холод.
Насте стало неловко. Как новенькую, на занятиях в Доме социальных сирот ее определили в младшую группу. Но даже шестилетки смотрели на нее с превосходством, зная многие вещи, которые она не понимала.
— А... кто тогда у них был муж? — запнувшись, смущенно сказала Настя.
— Влада Ольговна, что такое муж? — спросил один из слушателей — то ли мальчик, то ли девочка, Настя не поняла. Младших воспитанников стригли и одевали одинаково, в образовании также исключая различия между мальчиками и девочками. Только в старших классах давали возможность выбора одежды и занятий, неявно поощряя в девочках развитие мужественности, а в мальчиках — женственности. Так детям было проще устроиться в дальнейшей жизни.
Двенадцатилетняя Настя со своей косичкой, бантиками, привычкой к платьям, готовке и вышиванию оказалась объектом насмешек, и даже презрения" и т.д. и т.п.






Tags: ЛГБТ, литературный треп, феминизм
Subscribe

  • Сны эпохи постмодерна

    Во сне читаю сборник рассказов какого-то еврейского писателя — толстый темно-красный томик, с черным силуэтом автора на обложке. Один рассказ…

  • Внезапно стихи :) Белые.

    Наткнулась сегодня на очередное обсуждение Цветаевой. Актуально, ничего не скажешь. Даже по-моему теми же лицами, которых я встречала лет…

  • (no subject)

    Сегодня я пережила одно из самых сильных разочарований в жизни. Я почему-то думала, что история загадочного исчезновения воспитанниц пансиона в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments

  • Сны эпохи постмодерна

    Во сне читаю сборник рассказов какого-то еврейского писателя — толстый темно-красный томик, с черным силуэтом автора на обложке. Один рассказ…

  • Внезапно стихи :) Белые.

    Наткнулась сегодня на очередное обсуждение Цветаевой. Актуально, ничего не скажешь. Даже по-моему теми же лицами, которых я встречала лет…

  • (no subject)

    Сегодня я пережила одно из самых сильных разочарований в жизни. Я почему-то думала, что история загадочного исчезновения воспитанниц пансиона в…