Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Кукольный дом



Есть такая серия кукол "Дамы эпохи" -- где куклы
предствляют собой персонажей известных литературных произведений: Анна
Каренина, Эмма Бовари, Джен Эйр и т.д.
И вышла в этой серии Нора Хельмер -- героиня "Кукольного дома" Ибсена. Интересная реакция на пьесу наших современниц, собирающих эту серию и заодно знакомящихся с мировой классикой.








"Не знаю, мне эта пьеса, которую я очень люблю, не кажется ни мнифестом
феминизма, ни детективом, привычная до боли история, когда мужу кажется, что
он выстроил или купил, или как-то еще создал целый мир, в котором все играют
по его правилам, слуги, дети, жена, как необходимая часть интерьера. И он ее
по-своему любит, как мы с вами любим наших Дам, в которых играем. А потом
вдруг выясняется, что для его же спасения Нора совершила поступок вполне
мужской, но совершила в чисто женской логике. Не хотела расстраивать
больного мужа и обременять умирающего отца, она ставит неверную дату, это и
дает повод для шантажа со стороны ее кредитора.
Мне очень нравится конец:
Х е л ь м е р. Можно мне писать тебе, Нора?
Н о р а. Нет... никогда. Этого нельзя.
Х е л ь м е р. Но ведь нужно же будет посылать тебе...
Н о р а. Ровно ничего, ничего.
Х е л ь м е р. Помогать тебе в случае нужды.
Н о р а. Нет, говорю я. Ничего я не возьму от чужого человека.
X е л ь м е р. Нора, неужели я навсегда останусь для тебя только чужим?
Н о р а (берет свой саквояж). Ах, Торвальд, тогда надо, чтобы
совершилось чудо из чудес. (...) Чтобы сожительство наше могло стать браком.
X е л ь м е р (падает на стул у дверей и закрывает лицо руками). Нора!
Нора! (Озирается и встает.) Пусто. Ее нет здесь больше. (Луч надежды озаряет
его лицо.) Но - чудо из чудес?!"

28 февраля 2012 22:00 bobcat
"Да-а-а, что-то Нора мен как-то не очень симпатична - по описанию истории
и т.п. Вообще конечно читать надо, непонятно что там за жизнь у неё (на Нана
я тоже долго обижалась, пока не прочитала). Но кажется как-то странным жить
столько лет, и не поговорить, не рассказать, не обсудить, держать в себе, а
потом вот так вот взять и уйти. Интересно, а дети как?..
Может потом почитаю понятнее станет, пока неясно.

Последняя фраза - совсем загадка, вот эта:
X е л ь м е р (падает на стул у дверей и закрывает лицо руками). Нора!
Нора! (Озирается и встает.) Пусто. Ее нет здесь больше. (Луч надежды озаряет
его лицо.) Но - чудо из чудес?!

Чудо случилось и она всё же осталась что ли? Или ушла и вернулась? :-))"

"она не вренулась, просто у него появилась надежда, что он еще все сможет
исправить. Детей она оставляет, поскольку считает, что сейчас ничего не
может им дать. А объяснить мужу она пытается, только он ее не слышит...
Почитайте, уверена, Нора вас приглянется)"

29 февраля 2012 15:12 admin
" Admin, а как же вы с Анной Карениной смирились, а у нее-то был еще
меньший"

28 февраля 2012 22:35 bobcat
"bobcat, пока не приглядывается - от детей уйти, и вообще из дома. Ничего
не может детям дать - ну и ну! Да что от мамы, кроме любви, требуется?
Ничего! А вот её-то, похоже, она и правда дать не может - за полным её
неимением.
Ну да вы правы - надо почитать, конечно!"

29 февраля 2012 23:38 bobcat
"Ой, не хотела участвовать, так как читала очень давно, и не считала себя
вправе... Но очень уж забавная дискуссия у вас:)) Я оказалась где-то
посередине между вами. Начну с того, что Каренина по мне так отвратительная
героиня, в итоге сломавшая жизнь всем вокруг:)) Никогда ей не сочувствовала.
Уж простите меня, ее поклонники:) Что касается Норы... То, оговорюсь сразу,
она мне не симпатична, как bobcat, и поступок, который она совершила, она
совершила совершенно по идиотски... Но и явного осуждения она не вызывает -
все не так просто с ней... Она, правда, всю жизнь - у отца, мужа, играла
роль куклы. Ее баловали, любили, но вообще не считали за личность, а именно
за любимую, но деталь интерьера - куклу. И в общем-то, может быть, поэтому и
поступок был столь идиотским - она не жила настоящей жизнью никогда, ее к
ней не допускали, не давали принимать решения, и ей негде было понять
"правила игры". С ней всегда обращались как с ребенком или как с куклой. И
столкнувшись с ней во всей этой ситуации, она захотела стать кем-то, понять
кто она, что она может, стать личностью. То, чего ей муж не даст сделать,
если она останется с ним. Оставшись с ним, она так и будет куклой, которой
не позволяют ни иметь своего мнения, ни тем более принимать решений. И она
считает, что пока она сама не стала личностью, не столкнулась с жизнью, она
ничему не сможет научить своих детей, не сможет их воспитать... Одной любви
мало... "Чудо из чудес" возможно будет, если она вырвется из своего
"Кукольного дома" в реальную жизнь и поймет, кто она в ней, и если муж ее
сможет это принять и отнестись к ней как к самостоятельному человеку, а не к
любимому предмету мебели в доме. По крайней мере таково было мое ощущение,
когда я читала... Извините, если что перевираю - честно, читала очень
давно:)"

1 марта 2012 01:08 margarette
"Мне Каренина тоже не нравится. Когда, извиняюсь за выражение, "баба"
начинает на себя одеяло перетягивать и пытаться устроить сама свою жизнь -
ну редко что-то хорошее выходит. Тут у меня очень старомодная позиция -
считаю, что женщина "за каменной стеной" должна быть. :-) А когда " я
сама" - это можно Лескова почитать (как раз недавно перечитывала, книжка
попалась - "Житие одной бабы", и "Леди Макбет Мценского уезда"). Другое
дело, что многих замуж отдавали против воли - и такая стена, конечно, её
совсем не устраивает. :-) Естественно хочется вырваться.

Но это всё вопросы довольно сложные - нравов общества в целом и социального
устройства.

Из-за недостатков общества и т.п. жизни рушатся у многих - вот и литература
такая. Я пишу об идеальном варианте - когда она САМА выбрала и должна была
развиться в том, что выбрала.

Что обращаются как с куклой - ну так уходить не обязательно, можно было
внутри дома искать себе те дела и задачи, которые она может взять на себя и
решать ответственно, как взрослый человек. А просто бросить и уйти искать на
стороне - это, на мой взгляд, в любом случае - безответственность. Ничего
она так не найдёт, кроме феминизма".

1 марта 2012 11:28 admin
Мне в пьесе детей жалко. Они и так чувствовали себя заброшенными, когда
Норе из-за ее проблем с кредитором не до детей было, а совсем уйти от
маленьких, ничего не объяснив... Была бы она без детей - тогда была бы самой
себе хозяйка. Свобода заканчивается в момент зачатия. Я понимаю, что Ибсен
имел в виду, что пока она не состоялась как личность, она ничего не может
дать своим детям, но малышам нужна любящая мама, а не личность. Личность -
это уже для подростков с 12 лет. Анну Каренину я никогда не понимала. На мой
взгляд, ни один мужчина не стоит слезы ребенка. С любовником можно было
тайно встречаться - что ей, собственно, муж и предложил.

8 марта 2012 01:15 helen
 helen, совершенно согласна - меня в этой истории тоже больше всего
удивляет, что она от детей уходит. Как она может стать личностью, если
бросает своих детей?.. Карьеру что ли делать собралась? Фу, противно!
Феминизм сверх всякой меры, гадость полнейшая.

8 марта 2012 12:08 admin

http://www.toybytoy.com/doll/Ladies_Era_32_Nora_Helmer

Занятно, как из повторения клише начинает рождаться мысль, но снова тонет в "формулах". А все по одной простой причине: лень в первоисточник посмотреть.  Потому что в пьесе происходит вот что:

В счастливой семье Торвальда Хельмера и Норы есть одна тайна. И эту тайну хранит жена.
В первый год супружества, когда Хельмер ушел из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат. Они всей семьей целый год провели в Италии. Нора, будучи женщиной, не могла взять деньги в долг самостоятельно. Тогда она тайком от мужа, чтобы пощадить его чувства, подделала на заемном письме Крогстаду (именно он дал ей деньги на Италию) поручительскую подпись отца, обратиться к которому она не могла — в то время он лежал при смерти. Более того, документ датирован днем, когда отец его подписать не мог, потому что к тому времени уже умер. И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.
Теперь Хельмер хочет уволить Крогстадв и тот просит Нору, чтобы она замолвила за него слово, иначе он угрожает Hope разоблачением: он расскажет мужу, откуда она взяла деньги для поездки в Италию. Кроме того, Хельмер узнает и про её подлог. Ничего не добившись от Норы и на сей раз, Крогстад откровенно шантажирует обоих супругов: он посылает письмо Хельмеру с прямой угрозой — если история с подлогом Норы выплывет наружу, тому на посту директора банка не удержаться. Нора мечется в поисках выхода.
Она готова покончить с собой,  лишь бы избавить мужа от позора. А дальше происходить самое интересное:


Х е л ь м е р  (ходит взад и вперед).  Теперь мы  с тобой будем
одни - всецело друг для друга. (Обнимая ее.) Моя любимая... Мне все кажется,
что  я недостаточно крепко держу тебя. Знаешь,  Нора... не раз мне хотелось,
чтобы тебе  грозила  неминуемая беда  и чтобы я  мог поставить на карту свою
жизнь и кровь - и все, все ради тебя.
     Н о  р  а  (высвобождаясь, твердо, решительно).  Прочти же твои письма,
Хельмер.
     Х е  л  ь  м е  р.  Нет, нет,  не  сегодня. Я  хочу  быть с тобой,  моя
ненаглядная, у тебя.
    ...
      Н о р а  (обвивая его  шею руками). Торвальд... спокойной ночи!
Спокойной ночи!
     X е л ь м е р (целуя ее  в лоб). Спокойной ночи, моя  певунья-пташечка!
Спи спокойно, Нора. Теперь я прочту письма.  (Уходит с письмами в  кабинет и
затворяет за собой дверь.)
     Н о р  а (с  блуждающим  взором,  шатаясь,  бродит по  комнате, хватает
домино Хельмера, набрасывает на  себя и шепчет  быстро, хрипло, прерывисто).
Никогда  не  видать его больше. Никогда. Никогда. Никогда.  (Набрасывает  на
голову шаль.) И детей  тоже никогда  не видать. И их тоже. Никогда. Никогда.
Никогда... О-о! Прямо в темную, ледяную  воду... в бездонную глубину... О-о!
Скорее бы уж конец,  скорее... Вот  теперь он  взял письмо... читает... Нет,
нет, еще  не  сейчас... Торвальд,  прощай! И ты и дети...  (Хочет кинуться в
переднюю.)
     В эту минуту  дверь  кабинета  распахивается,  и на  пороге  появляется
Хельмер с распечатанным письмом в руках.
     X е л ь м е р. Нора!
     Н о р а (громко вскрикивает). А!
     Х е л ь м е р. Что это? Ты знаешь, что в этом письме?
     Н о р а. Знаю. Пусти меня! Дай уйти!
     Х е л ь м е р (удерживая ее). Куда ты?
     Н о р а (пытаясь вырваться). И не думай спасать меня, Торвальд.
     Х е л  ь м е  р (отшатываясь).  Правда!  Значит, правда, что он  пишет?
Ужасно! Нет, нет! Это невозможно, чтобы это было правдой.
     Н о р а. Это правда. Я любила тебя больше всего в мире.
     Х е л ь м е р. Ах, поди ты со своими вздорными увертками!
     Н о р а (делая шаг к нему). Торвальд!..
     Х е л ь м е р. Несчастная... Что ты наделала?!
     Н о  р а. Дай мне уйти. Нельзя, чтобы ты платился за меня. Ты не должен
брать этого на себя.
     Х е л ь м е р.  Не ломай комедию! (Запирает дверь  в переднюю на ключ.)
Ни с  места, пока не дашь мне отчета. Ты  понимаешь,  что ты сделала?
Отвечай! Ты понимаешь?
     Н о р а (глядит на него в упор и говорит с застывшим лицом). Да, теперь
начинаю понимать - вполне.
     Х е л ь м е р (шагая по комнате). О, какое ужасное пробуждение! Все эти
восемь  лет... она, моя радость, моя гордость... была лицемеркой, лгуньей...
хуже, хуже... преступницей! О, какая бездонная  пропасть грязи,  безобразия!
Тьфу! Тьфу!
     Нора молчит и по-прежнему не отрываясь глядит на него.
     (Останавливается   перед  ней.)   Мне   бы  следовало   предчувствовать
возможность  подобного.  Следовало предвидеть. Все  легкомысленные  принципы
твоего  отца... Молчи.  Ты  унаследовала все легкомысленные принципы  своего
отца. Ни религии, ни морали, ни чувства долга... О, как я наказан за то, что
взглянул тогда  на его  дело сквозь пальцы.  Ради тебя. И вот  как  ты  меня
отблагодарила.
     Н о р а. Да, вот как.
     Х е л ь м е  р. Теперь ты  разрушила все мое счастье. Погубила все  мое
будущее. Ужас подумать! Я в руках  бессовестного человека. Он  может сделать
со  мной,  что  хочет,  требовать от  меня, чего  угодно,  приказывать  мне,
помыкать  мной, как вздумается.  Я пикнуть не посмею. И упасть в такую  яму,
погибнуть таким образом из-за ветреной женщины!
     Н о р а. Раз меня не будет на свете, ты свободен.
     Х е  л ь м е р. Ах,  без фокусов! И у  твоего отца всегда были наготове
такие фразы. Мне-то какой будет прок из того, что тебя  не будет  на  свете,
как ты говоришь. Ни малейшего. Он все-таки может раскрыть дело. А раз он это
сделает, меня, пожалуй,  заподозрят в том, что  я знал о твоем преступлении.
Пожалуй, подумают, что за твоей спиной стоял я сам, что  это я тебя подучил!
И за все  это я могу благодарить тебя! А я-то носил тебя на руках все время.
Понимаешь ли ты теперь, что ты мне причинила?
     Н о р а (с холодным спокойствием). Да.
     Х е л ь м е р. Это до того невероятно, что я просто опомниться не могу.
Но придется постараться  как-нибудь  выпутаться. Сними  шаль.  Сними,
говорю тебе! Придется как-нибудь ублажить его. Дело надо замять во что бы то
ни стало.  А  что касается  нас  с тобой, то  нельзя и виду  подавать:  надо
держаться, как  будто все у нас  идет по-старому. Но это, разумеется, только
для людей. Ты,  значит,  останешься  в доме, это само собой.  Но детей ты не
будешь воспитывать. Я не смею доверить их тебе...  О-о! И это мне приходится
говорить  той, которую  я так любил и которую еще... Но этому  конец. Отныне
нет уже речи о счастье, а только о спасении остатков, обломков, декорума!
     Звонок в передней.
     (Вздрагивая.)   Кто   это?  Так  поздно.   Неужели  надо  ждать  самого
ужасного?.. Неужели он?.. Спрячься, Нора! Скажись больною!
     Нора не двигается с места. Хельмер идет и отворяет дверь в переднюю.
     С л у ж а н к а (полуодетая, из передней). Письмо барыне.
     Х е л ь м е р.  Давай сюда. (Хватает письмо и затворяет дверь.)  Да, от
него. Ты не получишь. Я сам прочту.
     Н о р а. Прочти.
     Х е л ь  м е р (около лампы). У меня едва хватает духу.  Быть может, мы
уже погибли,  и  ты  и  я...  Нет, надо же  узнать.  (Лихорадочно  вскрывает
конверт, пробегает  глазами  несколько строк, смотрит на вложенную  в письмо
бумагу и радостно вскрикивает.) Нора!
     Нора вопросительно смотрит на него.
     Нора... Нет,  дай прочесть  еще  раз... Да, да,  так. Спасен!  Нора,  я
спасен!
     Н о р а. А я?
     Х е л ь м е р. И ты,  разумеется. Мы оба  спасены, и ты  и я. Гляди! Он
возвращает  тебе  твое  долговое обязательство.  Пишет,  что  раскаивается и
жалеет... что счастливый поворот в его судьбе... Ну да все равно, что он там
пишет. Мы спасены,  Нора!  Никто тебе  ничего  не может  сделать.  Ах, Нора,
Нора!..  Нет,  сначала  уничтожить  всю  эту гадость. Посмотрим-ка...
(Бросает взгляд на расписку.) Нет, и смотреть не  хочу. Пусть  все это будет
для меня только сном. (Разрывает в клочки и письмо и долговое обязательство,
бросает  в печку  и смотрит, как все  сгорает.)  Вот так. Теперь и следа  не
осталось... Он писал, что  ты с сочельника... Ах, какие же это были, ужасные
три дня для тебя, Нора!
     Н о р а. Я жестоко боролась эти три дня.
     Х е л  ь м е р. И  страдала и не видела  другого исхода, как... Нет, не
надо и вспоминать  обо  всем  этом ужасе. Будем теперь  только  радоваться и
твердить: все  прошло,  прошло!  Слушай,  же,  Нора,  ты  как  будто еще  не
понимаешь, что  все прошло. Что же это такое...  Ты как будто окаменела? Ах,
бедная  малютка Нора,  я  понимаю, понимаю. Тебе не верится, что  я  простил
тебя. Но я простил, Нора, клянусь, я простил тебе все. Я ведь знаю: все, что
ты наделала, ты сделала из любви ко мне.
     Н о р а. Это верно.
     Х е л ь м е  р. Ты любила меня, как  жена должна любить мужа. Ты только
не смогла хорошенько  разобраться в средствах. Но неужели  ты думаешь, что я
буду  меньше  любить  тебя   из-за  того,  что  ты  неспособна   действовать
самостоятельно? Нет, нет, смело обопрись на  меня,  я буду твоим советчиком,
руководителем.  Я  не  был   бы  мужчиной,  если  бы  именно   эта   женская
беспомощность не делала тебя вдвое милее в моих глазах. Ты не думай больше о
тех резких словах, которые  вырвались у меня в минуту  первого испуга, когда
мне показалось, что все вокруг меня  рушится. Я простил тебя,  Нора. Клянусь
тебе, я простил тебя.
     Н о р а. Благодарю тебя за твое прощение. (Уходит в дверь направо.)
     Х е л ь м е р. Нет, постой... (Заглядывая туда.) Ты что хочешь?
     Н о р а (из другой комнаты). Сбросить маскарадный костюм.
     Х  е  л ь м е р (у дверей). Да,  да, хорошо. И  постарайся успокоиться,
прийти в себя, моя  бедная напуганная  певунья-пташка. Обопрись спокойно  на
меня,  у меня широкие крылья, чтобы прикрыть тебя. (Ходит около дверей.) Ах,
как у нас тут славно, уютно, Нора. Тут твой приют, тут я буду лелеять
тебя,  как загнанную голубку, которую  спас невредимой из когтей ястреба.  Я
сумею  успокоить  твое бедное трепещущее сердечко. Мало-помалу это  удастся,
Нора, поверь мне.  Завтра тебе все  уже  покажется  совсем иным, и скоро все
пойдет опять по-старому, мне не придется долго повторять тебе, что я простил
тебя. Ты сама почувствуешь, что это так. Как ты можешь думать, что мне могло
бы  теперь  прийти в  голову оттолкнуть  тебя  или  даже  хоть  упрекнуть  в
чем-нибудь? Ах,  ты не знаешь сердца настоящего мужа,  Нора. Мужу невыразимо
сладко и  приятно сознавать, что  он простил свою  жену... простил  от всего
сердца. Она  от этого  становится как  будто вдвойне его  собственной -  его
неотъемлемым  сокровищем.  Он  как  будто  дает   ей   жизнь  вторично.  Она
становится, так сказать, и женой его и ребенком. И ты теперь будешь для меня
и тем и другим, мое беспомощное,  растерянное  созданьице. Не бойся  ничего,
Нора, будь  только  чистосердечна со  мной, и я  буду  и твоей волей и твоей
совестью... Что это? Ты не ложишься? Переоделась?
     Н о р а (в обыкновенном домашнем платье). Да, Торвальд, переоделась.
     Х е л ь м е р. Да зачем? В такой поздний час?..
     Н о р а. Мне не спать эту ночь...




Вот такой вот "феминизм сверх всякой меры".  
Tags: феминизм
Subscribe

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…