Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

"Грамотный? На кол тебя!". И о легитимации насилия

Оригинал взят у rakugan в "Грамотный? На кол тебя!". И о легитимации насилия
Зарисовка из жизни, из чужого ЖЖ:

"Тесть моего брата, известный специалист по церковно-славянскому языку А.Г.Кравецкий едет сегодня в электричке Казанского направления и по своему обыкновению, чтобы не тратить время впустую, читает псковские Жития Святых XV века.
Около станции Люберцы на скамейку рядом с ним усаживается паренек - по виду из тех, кого раньше называли "люберами" и "гопниками", а теперь "православными миссионерами" - и внимательно вглядывается в книгу в руках Александра Геннадьевича.
- Ты чо, сектант, что ли? - угрожающее спрашивает паренек, увидев текст с непонятными ятями, ерами, юсами и титлами.
- Да нет, православный, - спокойно отвечает ему проф. Кравецкий.
- Нормальный православный? Из нашей патриархии?! - "миссионер" явно разочарован ответом.
- Не знаю, насколько нормальный, но вроде бы, да, из нашей... - Александр Геннадьевич несколько смущен напором, но пытается как-то держаться.
- А нафига ты это читаешь? - не отстает паренек.
- Ну, вот, интересно знать, как люди раньше писали, что они думали, - изо всех старается подстроится Кравецкий под его уровень.
- Не надо этого делать! - нравоучительно наставляет его будущий член "Ассоциации православных экспертов" - Сказано же тебе: живи своей жизнью, не лезь в другую. А ТО ХУЖЕ БУДЕТ!
Хорошо хоть книгу не вырвал из рук и не разорвал, как нынче принято... "
http://shmelev.livejournal.com/101129.html

Саму ситуацию комментировать не буду, и так все понятно.
Примечательна реакция на нее многих читателей.

"Все-таки не умеют наши профессора говорить с народом. А на вопрос "нафига" нужно было ответить: "Читаю настоящую православную книгу, жития святых XV века". И т.д. Неужели у парня-неофита не загорелись бы любопытством глаза после этих слов? "
"Нужно различать случайных полу-гопников, которые также пришли в эти организации, как и уйдут оттуда, и нормальных людей, которые не хотят проходить мимо оскорбления православной веры".
"А вам не кажется, что, публикуя свой пост в жж, вы никак не способствуете оздоровлению ситуации?"
"странный какой-то проф. Сказал бы: это жития святых 15-го века на церковнославянском языке (или, для понятности: "на древнерусском"), я учёный. Всё".
"Усмиряющий ответ звучит так: "имею на это благословение". И всё, против этого не попрут".
"Оппозиционеры, а разве вы не этого хотели? Вы так усердно топтали православные кресты, дрыгались на солеях, плевались в лики святых, рубили иконы, поливали мочой и измазывали эксрементами мечети, убивали духовных лидеров. Вы что же, думали, что сойдет с рук?"
"А по-моему тупой вброс"


Почему это интересно? Потому что очень наглядно видно, как именно работает в умах механизм легитимации насилия. А в данном случае речь идет именно о насилии, пока, слава богу, всего лишь психологическом. Итак, постулируется следующее:

1. Жертва - сама виновата. Ей не следовало провоцировать агрессора, а нужно было найти "умиротворяющий ответ". Тогда все было бы хорошо.
2. И вообще жертва оказалась в этой ситуации потому, что не соответствует своему статусу ("странный какой-то проф"). Если бы она была "правильной", с ней ничего не случилось бы.
3. Если бы жертва вела себя правильно и нашла правильный ответ, агрессор от этого стал бы лучше ("Неужели у парня-неофита не загорелись бы любопытством глаза после этих слов?"). То есть, именно жертва ответственна за то, что агрессор остается агрессором.
4. Нужно различать "плохих" и "хороших" агрессоров. Последние стали агрессорами, потому что их чувства оскорблены, они имеют право. Жертве следовало понять это и не расстраиваться.
5. И вообще жертва виновна уже в силу своей принадлежности к виртуальной "преступной группе". Она и такие, как она, "топтали православные кресты, дрыгались на солеях, плевались в лики святых, рубили иконы, поливали мочой и измазывали эксрементами мечети, убивали духовных лидеров" и вообще пили кровь христианских младенцев.
И неважно, что ничего из перечисленного ни жертва, ни те, кого записали с ней в одну группу, не делали. Агрессор был уверен в том, что это так, значит, это так, и это объясняет его поведение.
6. Разглашение самого факта агрессии - плохо, потому что "не способствует оздоровлению ситуации". Те, кто поддерживает жертву, тоже виновны - они только намеренно накаляют страсти.
7. И вообще ничего этого не было, жертва или рассказчик сами все придумали ("А по-моему тупой вброс").

Это очень типичная картина. Примерно то же самое вы можете увидеть при обсуждении и политической, и любой бытовой ситуации - от изнасилования, ограбления или избиения на улице до домашнего насилия. Разница в деталях, но не в сути.

Зачем люди легитимизируют насилие и возлагают вину за него на жертву?
Некоторые так поступают из страха. Есть такое идущее из детства мнение: если вести себя хорошо, с тобой ничего не случится. Поэтому нужно убеждать себя и других в том, что жертва просто была "плохая", оказалась в ненужном месте в ненужное время, слишком явно выделялась среди других, не умела себя правильно повести с агрессором. Иначе все было бы нормально. (В переводе: "А я вот зато хороший/-ая, поэтому со мной ничего не случится").
Другие - легитимизируют в том числе собственное право на насилие. И это уже гораздо, гораздо хуже.

Вот так-то, друзья мои.

Tags: личное -- это политические, феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…