Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Природа, а ты правда вложила в меня инстинктивное желание варить борщ?

Пишу главу о женском образовании в 19 веке (в Петербурге) и по уши погружаюсь в вонючее болото мужских представлений о "природном женском предназначении". Вот казалось бы вполне приличный человек:


Программа женских гимназий базировалась на принципах, разработанных великим русским педагогом К.Д. Ушинским.



Будучи инспектором классов Смольного института благородных девиц, он увидел насколько уродует душу девочек ханжество и лицемерие институтского образования. Крайне негативно Ушинский отзывался о воспитании будущей женщины в русле ее «природного назначения»: будь то, назначение и «французско-галантерейное» (женщина как украшение общества и семьи), или  «немецко-хозяйственное» (женщина как хозяйка и добрая мать семейства). Последнее направление мысли, как он считал, являет собой не что иное как «самым циническим образом выраженное желание приготовить в женщине думающий хозяйственный пресс».

Обращаясь к смолянкам на своих уроках он говроил: «Вы обязаны, – говорил он, – проникнуться стремлением к завоеванию права на высшее образование, сделать его целью своей жизни, вдохнуть это стремление в сердца ваших сестер и добиваться достижения этой цели до тех пор, пока двери университетов, академий и высших школ не распахнутся перед вами так же гостеприимно, как и перед мужчинами».

Однако призывая женщин к высшему образованию Ушинский понимал под ним прежде всего образование педагогическое, которое на его взгляд вытекало напрямую из функций женщины как воспитательницы подрастающего поколения.

«Характер человека, – отмечал он, – более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, – ложится прочно, становится второй природой человека; но так как дитя в эти первые годы свои находится под исключи-тельным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается все, усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны, нравами, привычками и характером народа, с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования женщины"...

Разыграв таким образом столь презираемую им немецкую карту "жены и матери", он сворачивает на необходимость воспитания и обучения женщин-педагогов.

  «Личные мои наблюдения над преподаванием женщин в школах, – писал Ушинский, – убедили меня вполне, что женщина способна к этому делу точно так же, как и мужчина, и что если женское преподавание в иных местах (как, например, во Франции) слабее мужского, то это зависит единственно от малого приготовления женщин к учительскому делу... и от того стесненного положения, в которое ставят учительницу закон и общественное мнение».

Отчего же такая непоследовательность? А все (имхо) просто Ушинский душой радел за образование народа. Но понимал, что сколько-нибудь значимое количество мужчин привлечь к этому тяжелому и плохооплачиваемому труду не удастся. И решил, как водится бросить на амбразуру женщин. И оказался отчасти прав. 

Уже в 1880 году среди учителей сельских начальных народных училищ Европейской России женщины составляли 20% – 4878 чело-век. Из них выпускниц средних женских учебных заведений было 62,7% (3059 человек). Возраст трех четвертей всех учительниц не превышал 25 лет. К 1911 году число учительниц на-чальных народных училищ возросло почти в 20 раз, и они составили 53,8% общего количества народных учителей. Иными словами, получив в 1860-х годах право преподавания в начальной народ-ной школе, выпускницы женских средних учебных заведений через полвека составляли уже более половины учительского корпуса этой школы.

Будущее, однако, показало, что открывая девушкам доступ к высшему образованию невозможно ограничить их только педагогической стезей. Каковы бы ни были взгляды мужчин на «предназначение» женщин в мире, построенном по мужскому разумению, женщины не собирались выполнять мужские указания. Но мужчинам понадобилось время, чтобы осознать это. 



Tags: о воспитании, феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…