Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

опять не Остин

Что-то не лежит у меня душа. Не то, чтобы мне Остин надоела, просто как-то мозги отказываются напрягаться.
Поэтому по следам еще одной дискуссии в ЖЖ еще одна скандальная публикация сляпанная из двух отрывков из моих книг по деткам. Должна сразу просить прощения, потому что статью складывала буквально на коленке, так что рассматривайте ее скорее как сырье для размышлений, чем как внятный текст.
А кто соскучился по Остин -- милости просим на сайт www.apropos.ru -- там половина 6-ой главы Пустоцвета и еще много веселого и интересного :))

Мальчики и девочки.

 

А правда ли, что девочки всегда учатся лучше мальчиков, и что это обусловлено физиологически? Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Нужно посоветоваться со специалистами.

Для начала — отрывок из интервью с Татьяной Владимировной Черниговской — доктором биологических наук, профессором кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета

 

«Вопрос:. Совсем до недавнего времени в на­учно-популярной литературе преобладало мнение, что женский и мужской мозг— разные. Значит ли, что у женщин преобладает пра­вое полушарие, у мужчин — левое. И дополнительный вопрос: как влияют гормоны на процессы, которые происходят в этих полуша­риях?

Т.Ч. С преимуществом правого или левого полушария в гендерном смысле, конечно, не так дело обстоит, потому что женский мозг менее асимметричен, чем мужской. Вот так вопрос надо ставить. У особо отважных эволюционистов даже есть объяснение этому об­стоятельству. Мужской пол, так сказать, смотрит вперед и поэтому у него более выраженная асимметрия мозга. Функция эта эволюционно является как бы прогрессивным показателем. Но к этому можно относиться по-разному, во всяком случае, есть такая точка зрения. Так что, разумеется, есть разница в полушарной организации муж­чин и женщин. И к этому, несомненно, прямое отношение имеет эн­докринный статус. И тут я бы хотела несколько слов сказать о следу­ющем. Почему сейчас так трудно стало заниматься такими исследо­ваниями? Оказалось, что есть целый ряд факторов, влияющих на результаты, которые мы получаем в экспериментах. Помимо лево-полушарности или правополушарности надо учитывать эмоциональ­ный и эндокринный статусы, для женщин — время в цикле, сенсор­ные асимметрии. Мы ведь можем обращаться к мозгу через сенсор­ные системы, мы не можем прямо в мозг влезть. А если сможем, то никакого толку от этого уже не будет... И в це­лом комплексе влияющих факторов довольно трудно отслоить, что за счет чего идет».

Итак, различия между мужским и женским мозгом существуют. Но значит ли это что мужчины (мальчики) от рождения более способны к одним видам деятельности, а женщины к другим?

Исследования антропологов дают отрицательный ответ. Например, мы привыкли к тому что женщины (а значит и девочки) «от природы» более терпеливы, усидчивы, склонны к монотонной работе. Тогда как мужчины (и мальчики) более импульсивны, находчивы, изобретательны и любят работать в стиле «Эй, ухнем!» Но изучение культур других народов, ясно показывает, что это не природные особенности, а — стереотипы, сложившиеся под действием воспитания.

Вот мнение знаменитого антрополога, специалиста по взрослению детей в различных культурах Маргарет Мид.

 

«У нас есть заявление исследователей-эндокринологов, изучавших взаимосвязь гормонов и степени утомления, которые предпо­лагают, что у женщин есть способность к длительной монотон­ной работе, а у мужчин ее нет. Однако мужчины способны бы­стро мобилизоваться и разом выплеснуть энергию, и после это­го они нуждаются в отдыхе и восстановлении своих ресурсов....

Сравните монотонную, повторяющуюся работу, с одной сто­роны, и работу рывками с последующим отдыхом — с другой. Мы можем видеть отчетливую связь между способностью мо­билизоваться и выплеснуть энергию и тем, что мы знаем о гор­мональном устройстве мужчин. Очевидно, что такую способ­ность можно сформировать и у женщины путем физиологичес­ких воздействий, но ценой этому будет ее маскулинизация на уровне вторичных половых признаков. Остальные допуще­ния, — касающиеся того, что раз мужчины более способны ра­ботать интенсивными рывками, то монотонный труд более уто­мителен для них, чем для женщин, приспособленных природой к повторениям, отчего они могут выдерживать монотон­ную работу без возникновения психического утомления, — пока еще не находят экспериментального подтверждения.

Из всех исследованных на данный момент народов жители острова Бали менее всего склонны испытывать усталость. Днем и ночью по дорогам бегают мужчины и женщины, легко и рит­мично передвигаясь с грузом столь тяжелым, что требуется не­сколько человек, чтобы взгромоздить его на голову или плечи носильщика. Днем и ночью звучит музыка, мужчины постоян­но играют на музыкальных инструментах после многих часов работы на рисовом поле по колено в грязи. Час за часом дея­тельность продолжается. Никто не напрягается, всему присущ постоянный размеренный, но быстрый темп. Мускулатура муж­чин развита практически так же, как мускулатура женщин, — не очень сильно, однако потенциально мышцы могут нарасти... Муж­чины и женщины работают безо всякого принуждения, делают паузу, чтобы перекурить, пожевать бетель, пойти прогуляться, поиграть с ребенком, сыграть пару-тройку тактов на любом из музыкальных инструментов, который найдется поблизости, — и снова берутся за работу. В их языке нет слова, означающего «усталый», есть только слово, которое лучше всего переводит­ся как «слишком усталый». Оно используется в тех редких слу­чаях, когда присутствует стресс, например во время мужских соревнований по пахоте, когда каждый гонит своих пестро ук­рашенных быков по сухим рисовым полям в предгорьях, а по­том возвращается домой и много часов отсыпается. Этот вып­леск энергии, который западные люди считают для мужчин ес­тественным, очень выматывает балийских мужчин...Если бы балийцы были един­ственным известным нам народом, мы бы никогда не догада­лись, что у мужчин может быть гора мышц и что им свойствен­но работать, чередуя вспышки бурной активности с периодами восстановления...

...Нам не нужно далеко ходить за другим примером — в суро­вых условиях, на крутых склонах хребта Торричелли в Новой Гвинее, где еды мало, а от одного огорода до другого приходит­ся далеко идти, вечно голодные горные арапеши тратят много времени, карабкаясь вверх и вниз по практически отвесным склонам, и женщины крепко держат в зубах веревки, которы­ми крепится ноша у них на голове. Когда случается праздник, это всегда значит, что на плечи недостаточного количества лю­дей сваливается слишком много работы. Им приходится много часов проводить в болотистых зарослях пальм саго, откуда и мужчины и женщины возвращаются с опухшими красными глазами, изможденные и не желающие ничего больше делать. Любая работа — тяжелая, все дороги — слишком крутые и слишком длинные, и любая ноша слишком тяжела для носиль­щика. Обычно большую часть грузов носят женщины, счита­ется, что у них голова сильнее. Мужчины носят кабанов и боль­шие бревна, и плечи их натерты в кровь шестами для перенос­ки. В деревне, когда случается выходной, и мужчины, и жен­щины просто сидят с пустыми руками и ничего не делают. Жен­щины держат у груди младенцев. О таких днях говорят: «Мы так устали сегодня, мы поспим в деревне». Женщины наравне с мужчинами участвуют в тяжелой работе, а мужчины, наравне с женщинами — в мелкой рутине повседневной жизни: забо­тятся о детях, поддерживают огонь, собирают еду в зарослях кустарника. Но в целом ритм работы ближе к тому, что счита­ется мужским типом выплесков энергии. Что характерно, в этом обществе отсутствует рукоделие, которое обычно занимает руки женщины других народов. После долгого дня лазания по горам руки женщин так же недвижны, как и руки мужчин...

...Среди жителей Самоа ритмы работы распределены более равномерно. Хотя мужчины иногда тратят много сил, охотясь на черепах или акул, и мужчины, и женщины занимаются ого­родничеством и рыбной ловлей. И мужчины, и женщины го­товят, и мужчины, и женщины занимаются рукоделием... Работа распределяется в первую очередь в соответствии с возрастом и статусом, а не с полом. И мужчины, и женщины — сильные и мускулистые, все лазают, все носят тяжести, все чередуют энер­гичную работу с периодами спокойной деловитости и долгими часами песен и плясок... Мужчины и женщины, молодые и старые, равно участвуют в празднествах и работе. Нет ощущения дав­ления или спешки, хотя иногда возникает много шума и ожив­ления по вопросам, связанным с церемониалом и этикетом. Пятилетние дети носятся повсюду, восклицая: «О, какие тяж­кие заботы навалились на наш дом!»

Таким образом, обзор даже пяти обществ показывает нам, насколько произвольно могут устанавливаться ритмы работы мужчин и женщин».

 

***

Для девочек и мальчиков разница в эндокринном статусе будет не настолько значима, как для мужчин и женщин. Однако существует мнение, что девочки в основной свей массе лучше учатся в школе, потому что они спокойнее, аккуратнее, прилежнее мальчиков. Зато мальчики большего добиваются в жизни, потому что они инициативнее, изобретательнее, настойчивей.

Безусловно, дети развиваются по индивидуальным программам, одни «взрослеют» раньше, другие позже, однако связано ли это с биологическими особенностями того или иного пола?

Точного ответа пока нет, но наибольшую роль по-видимому играет воспитание, точнее те родительские стереотипы, которые лежат в его основе. Сейчас мало кто всерьез считает, что, девочке или женщине не следует получать образование, достаточно домоводства и Закона Божьего. (А если кто и полагает так, он скорее всего не купит эту книгу). Однако не смотря на то, что мы кто с радостью, кто скрепя сердце согласились на равенство возможностей детей обоих полов в получении образования, общаясь с мальчиками и девочками мы ориентируемся не только на их индивидуальность, но и на некоторые клише нашего сознания. Психологи установили это показав одних и тех же заплелнутых новорожденных младенцев двум группам взрослых. При этом в первой группе сообщили, что все младенцы — девочки, а во второй — мальчики и попросили испытуемых поделиться впечатлениями. Результаты никого не удивили. «Девочек» — описывали как «маленьких», «хорошеньких», «трогательных». «Мальчиков» — как «крупных», «сильных», «активных». При этом, напоминаю, обе группы испытуемых видели одних и тех же детей.

Еще более поразительны результаты другого эксперимента, который поставила сама жизнь. В одной американской семье в 70-е годы родились близнецы-мальчики. Однако оказалось, что у одного из новорожденных мальчиков пенис был практически атрофирован вследствие внутриутробной инфекции, и врачи решили его удалить, сформировав женские гениталии. (Решение не однозначное, но родители дали согласие). Матери врач посоветовал дать «пострадавшему» мальчику женское имя и воспитывать его как девочку. При этом генетически и по строению внутренних половых органов мальчик оставался мальчиком. Однако уже через год мальчик, воспитанный «как девочка» уделял гораздо больше внимания своему внешнему виду, чем его «нормальный» брат. Он предпочитал платья брюкам и гордился своими длинными волосами. Через три года сама мать отмечала, что ее «дочка» гораздо аккуратнее сына, и охотнее помогает матери на кухне.

Итак мы как правило невольно предвзяты к своим детям. Если беременная чувствует особенно сильные толчки в животе, она говорит: «Ого, какой сильный, похоже что мальчик!» Если же она замечает ярко выраженные пигментные пятна на своем лице, она говорит: «Наверно это девочка — красоту забирает!» Новорожденным мальчиком, который требует еды восхищаются: «Какой крикун! Настоящий мужской характер!» девочке умиляются: «Что ты плачешь, малышка? Кто тебя обидел?»

Исследования психологов показали, что матери совершенно неосознанно еще в первые недели жизни чаще берут на руки младенцев-мальчиков, побуждают их посмотреть, послушать, проявить активность. В «ползунковом» возрасте мальчиков наоборот быстрее спускают на пол, побуждают к самостоятельному ползанию, исследованию пространства. Младенцев-девочек в первые недели чаще оставляют «спокойно полежать» в кроватке, а в возрасте 5 — 6 месяцев реже, чем мальчиков отпускают в «свободное плавание» и напротив: чаще сажают на колени, разговаривают, побуждают пристально наблюдать за мимикой лица. В результате уже полуторагодовалые девочки из набора картинок чаще всего выбирают изображения людей и их лиц, мальчики — изображения «интересных» предметов. Кроме того от девочек достоверно раньше начинают требовать чистоты и опрятности, а также элементарного самоконтроля (умения ходить на горшок, есть самостоятельно и не отвлекаясь, самостоятельно одеваться и т.д.). В результате уже двух-трехлетние девочки часто производят впечатление более дисциплинированный и «социализированных», чем их сверстники мальчики. При этом в мальчиках стремятся воспитать активность, спонтанность, изобретательность, менее жестко реагируют на их возрастное упрямство и т.д. Позже мальчикам рекомендуют энергичные игры с мячом, борьбу, а девочкам — игры требующие хорошей координации, кружки рукоделья, танцы.

Стоит ли удивляться тому, что девочки зачастую более усидчивы, внимательны к мелочам, хорошо чувствуют чужие эмоции, лучше владеют собой, а мальчики более энергичны, изобретательны, агрессивны.

 

***

Естественно та же предвзятость (как правило бессознательная) будет сохраняться и в более старшем возрасте: «Не бегай, ты же девочка», «не сиди на месте, ты же мальчик». В общем и целом мы скорее учим девочек подчиняться правилам и нормам поведения, а мальчиков — бунтовать против них. Непослушный мальчик вызывает печальный и снисходительный вздох: «Да, ужасно, но это же мальчик!» Слишком послушный, тихий и дисциплинированный вызовет скорее подозрения, чем восхищение. И напротив активная девочка рискует заслужить упрек в «нескромности». Поэтому может случиться так, что девочка побоится высказывать открыто свою точку зрения, отстаивать свои права, решит, что проще «угодить» старшим (и как ни печально, возможно отчасти будет права) а мальчик сочтет, что беспрекословно подчиняясь дисциплинарным требованиям, он покажет себя слабаком. В связи с этим девочки могут оказаться более успешными на тех занятиях, которые требуют терпения, усидчивости, следования установленным образцам (например чтение и чистописание), мальчики — в тех ситуациях когда требуется неожиданная идея, нестандартное решение, мозговой штурм (математика, шахматы или конструирование).

Однако беда невелика, эти различия легко с корректировать, если больше говорить с мальчиками о их собственных и чужих чувствах, побуждать к тому, чтобы они больше наблюдали, сравнивали и т.д. и при этом поощрять девочек к активным играм, исследованиям, учить их проявлять инициативу. Впрочем и среди мальчиков и среди девочек довольно часто попадаются удивительно независимые, самостоятельные, знающие себе цену натуры.

Сложность в другом. Из-за парадоксов нашего собственного воспитания мы часто даем детям противоречивые рекомендации, содержащие в себе «скрытую провокацию». Например, отец говорит мальчику: «Веди себя хорошо, не смей драться», но при этом тон его голоса дает мальчику понять, что если он буквально выполнит совет отца, отец будет считать его слабаком. Разрываясь между двумя противоречивыми указаниями мальчик может вести себя плохо, только по тому, что его убедили, что «мальчик не должен быть слишком хорошим». При этом если его обидели, он не имеет права плакать («мужчины не плачут!») и скорее всего предпочтет кулачную расправу с обидчиком.

Для девочек предусмотрена другая «скрытая провокация»: «Старайся быть хорошей». («Но при этом не смей активно отстаивать свои права»). В результате девочки часто находят еще более изощренный способ заработать внимание и похвалу.  Одна моя подруга рассказала мне такую историю: «Мой сын в первом классе сидел за одной партой с девочкой. Та была выше его на голову, но училась гораздо хуже, и очень медленно читала. Часто она прямо на уроке шептала моему сыну на ухо: «Урод, малявка, твоя мама толстая как бочка!», когда он не выдерживал и давал сдачи учительница его наказывала. Мне пришлось попросить ее пересадить моего сына на другую парту». Надеюсь, что учительница также помогла девочке. Потому что та скорее всего выбрала свою стратегию инстинктивно, сама этого не замечая. Вряд ли она четко сформулировала для себя, что «если он будет выглядеть плохим, я на его фоне буду выглядеть хорошей». В основе большинства проблем связанных с поведением лежит заниженная самооценка, уязвленное самолюбие и неумение найти  эффективное решение. Подойди девочка к делу с рациональной точки зрения, она безусловно заметила бы, что «выглядеть хорошей» и «быть хорошей» — очень разные вещи, и что избранная ею игра ни на шаг не приближает ее к решению основной проблемы — научиться быстро читать. Конечно, такая задача не по силам семилетнему ребенку. Это должны сделать взрослые — родители и учитель. Они должны выяснить что мешает девочке читать также быстро, как и ее сверстники и показать ей, как можно преодолеть эти трудности. Тогда она не будет обижена на мир, почувствует уверенность в себе и в своих силах, и у нее больше не будет необходимости играть на чужих нервах, чтобы почувствовать себя «хорошей».

Если этого не произошло и игры, случайно усвоенные в детстве, входят в привычку, они могут далеко завести играющего. Молодые люди, играющие с преподавателями ВУЗа или с милицией  в «Посмотрим, что ты сможешь со мной сделать», девушки, играющие с молодыми людьми в «Динамо» и «Убери руки, негодяй!» — это  выросшие жертвы «скрытых провокаций». Однако вы можете положить конец этим опасным играм еще в детстве, если позволите своим детям, независимо от их половой принадлежности, быть искренними в своих чувствах и желаниях, и искать эффективные пути решения возникающих проблем.

 

 

 


 


Tags: о воспитании
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment