Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

С мастер-класса по женской фантастике

Еще одна виньеточка.
Если самая яркая мужская реакция на наше действо была описана в предыдущем посте, то самой яркой женской я считаю опасливый вопрос из зала:
-- Вы все время говорите, что героиня должна быть активной. Это обязательно?

Мой ответ:
По дороге на "Созвездие Аю-Даг" я читала книгу Ллойда "Программируя Вселенную". (Антон пишет рецензию на нее, ну а я отобрала предисловие посмотреть и так и не смогла отдать, пока не прочла). Так вот, в финале автор рассказывает о трагической гибели своего учителя (несчастных случай в горах) и о своем переживании потери:

"Утешение постепенно приходило из информации -- от битов как реальных, так и воображаемых. Тело и мозг Хайнца ушли. Информация, которую обрабатывали его клетки, навсегда растворена  в медленных процессах Земли. Он утратил сознание, способность мыслить и действовать. Но мы не потеряли его полностью. При жизни Хайнц запрограммировал свою собственную часть Вселенной. Получившиеся вычисления разворачиваются в нас и вокруг нас: его яркие мысли и смелое поведение, которыми он так поражал нас, остаются в наших мыслях и действиях и имеют свои собственные яркие и смелые последствия. Фрагмент универсальных вычислений, начатых Хайнцем, продолжается до сих пор".

Эта цитата, кроме всего прочего, очень хорошее описание роли героя в литературном произведении. Он (или она) самим своим существованием вносит изменения в мир, описанные в рассказе (а рассказ вносит изменения в сознание читателя). Но для мужского персонажа такое "программирование Вселенной" считается само совой разумеющимся, а для персонажей женского пола его, как видите, приходится оговаривать особо. Так вот, как говорил папа Вовочки в старом анекдоте, "у птичек и бабочек все тоже самое". Героиня рассказа хочет она того или нет, сознательно или бессознательно, должна изменять мир вокруг себя и изменяться сама (можно представить ее как некую массу, искривляющую пространственно-временной континиум вокруг себя силами гравитации). Масса не может не искривлять пространство, герой  не может не "перепрограммировать" микрокосм рассказа. И в этом смысле для героинь нет никакого "особого положения" или "особых правил" по сравнению с героями.

(на самом деле это лестничное остроумие, на м-классе я ответила более скомканно, что-то вроде "Она не должна обязательно выглядеть как Зена Королева Воинов, но в любом случае должна как-то действовать и принимать решения. Иначе рассказа не получится").
Tags: литературный треп, феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments