Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

о школьном курсе литературы

Как нам реорганизовать обучение литературе в школе.
Как известно, проще и интереснее всего реорганизовывать то, о чем имеешь только частичное представление. Поэтому предлагаю обсудить, как организовать в школе обучение литературы, поскольку все мы в этом деле одинаково невежественны. ;)
Итак: для чего нужен предмет литературы? Для того, чтобы ученики научилось анализировать тексты и формулировать свои мысли. Поскольку большая часть литературы, которую дети\подростки проходят в школе была написана не для них и никак не корреспондируется с их опытом, то, полагаю, проще и эффективнее было бы учить их на публицистических текстах с интересной для них проблематикой и «глубиной проникновения» подходящей для каждой конкретной возрастной группе. Если в эти критерии впишется какой-то рассказ\повесть\роман написаны для детей то — ради бога. Но не надо заставлять детей думать, что хотел сказать Толстой образом Наташи Ростовой, потому что это сродни совращению малолетних. (При этом, к примеру, «Лолиту» я бы предложила (именно предложила!) почитать подросткам, в первую очередь — девочкам, лет 14 — 16).
Теперь о том, как правильно «совращать малолетних». Дело в том, что выбор книги для чтения — очень интимный процесс, и коллективизации подается с трудом. Хорошие детские библиотекари в мое время это понимали. Кто-то в 14 прочтет «Войну и мир» с огромной пользой и удовольствием (и потом будет перечитывать и двадцать, и в тридцать и в сорок), а другого это чтение навсегда отвратит от литературы. Так вот, чтение должно стать:
а) факультативом
б) связанным с индивидуальными консультациями.
Т.е. в начале года те, кто хочет обсуждать прочитанные книги, записываются на факультативный курс. Если в школе есть преподаватель, который этот курс «потянет», то — ради Бога. Но в принципе не так трудно будет организовать удаленные консультации с литературоведами и\или «элитными» педагогами. Причем, эти консультации должны быль бесплатны для детей и, возможно, бесплатны для школы, в порядке благотворительности. Консультанты получит возможность пиарится по каналу «Культура», как люди, которые интересно и безвозмездно могут разговаривать с детьми и литературе. Задачей консультантов будет индивидуальный выбор программы чтения для каждого записавшегося в этот проект, и обсуждение прочитанного, но опять-таки прежде всего именно по инициатива читателя.
Для тех  единичных школьников, кто захочет поступать на фиоллологию\историю можно разработать обязательные программы в старших классах. И поскольку таких будет очень немного, то опять же заниматься с ними лучше по удаленке, организуя соответствующие конференции. (Этим уже могут заниматься учителя на зарплате). Или, может быть ВУЗы решат, что им выгодно работать с будущими абитурьентами. Думаю, от такой организации обучения выиграли бы все.  
Tags: ерудна всякая, литературный треп
Subscribe

  • Новостями об обмене заключенными навеяло

    "Россия и Украина -- две страны, разделенные одним языком". (с) почти Оскар Уайльд

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Фраза

    Фраза: плохому танцору стенки мешают, а неопытному писателю -- грамматика.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • Новостями об обмене заключенными навеяло

    "Россия и Украина -- две страны, разделенные одним языком". (с) почти Оскар Уайльд

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Фраза

    Фраза: плохому танцору стенки мешают, а неопытному писателю -- грамматика.