Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

Гордость и предубеждение глава 15 окончание

Кто-нибудь заметил мои скормные усилия? :))
***

Разумеется столь послушная и карманная церковь не могла не вызывать нареканий.

Англиканская церковь занимала промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Отрекаясь от Рима, она тем не менее во многом сохранила традиционные структуры и обряды, что вызывало нарекание со стороны более радикальных протестантов, недовольных тем, что собственно богословские сомнения вызвавшие раскол внутри католической религии были в случае англиканства принесены в жертву политическим интересам.

Так например в Шотландии (по понятным причинам всегда находившейся в оппозиции к Англии) большое распространение получило движение пуритан (от латинского слова «purus» - «чистый»), выступавших за дальнейшее очищение господствующей церкви от «папизма». Пуритане  требовали упростить богослужение, поскольку оно во многом воспроизводило римско-католические ритуалы, отменить пышность культа и специальные священнические облачения (особенно во время причащения). Они стремились также к реформам в организации Церкви, требуя заменить епископальную систему пресвитерианской, то есть местные церкви должны управляться пресвитерами, избираемыми членами общины.

Наиболее радикально настроенные пуритане — индепенденты (то есть «независимые») требовали полной независимости и самостоятельности каждой общины (конгрегации) в религиозных вопросах. Отсюда их ещё одно название – конгрегационалисты. Конгрегационалисты разработали учение об общине истинно верующих (gathered church). Основу такой Церкви составляют люди «возрождённые», способные сознательно засвидетельствовать свою верность Христу. Дальнейшее развитие учения конгрегационализма и привело в 16 веке к возникновению баптизма.

Со вступлением на престол Вильгельма III (1688 — 1702) Англия попыталась обезвредить диссентеров (т.е. христиан не согласных с 39 статьями английского символа веры и «Книгой общественных богослужений» — официальным руководством для англиканских священников. В годы правления Елизаветы I и Стюартов репрессии, которым подвергались инакомыслящие, только обостряли борьбу. Теперь же диссентеров попытались аккуратно вписать в общую систему.  В мае 1689 акт терпимости установил, что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежать наказаниям, установленным при Елизавете (1592). Диссентеры были освобождены от епископальной системы и могли устанавливать богослужение и организовываться по своей воле. Однако они обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнять бесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это они пользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, как крещение, погребение, венчание. Однако диссентеры не могли вступать в парламент, занимать государственные и общественные должности, поступать в университеты и т.д.

Достаточную веротерпимость проявили английские власти и в Шотландии.  С 1707, когда Англия и Шотландия были объединены в единую Великобританию, в Шотландии церковь пресвитерианская стала господствующей, а церковь епископальная только терпимою.

В 1779 диссентерам были сделаны дальнейшие уступки. Вместо подписи под 39  статьями от их духовенства стали требовать заявления перед мировым судьей, что они христиане, протестанты, признают Св. Писание Ветхого и Нового Завета боговдохновенным и принимают его как правило веры. Им также даровано было право открывать свои школы. В 1791 было дозволено отправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, была распространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 диссентеры протестанты и католики были допущены на государственную службу, причем от первых требовалось клятвенное обещание не чинить ущерба господствующей церкви и ее духовенству, а от вторых верноподданническая присяга с обещанием защищать корону, лицо и сан короля, поддерживать престолонаследие Ганноверского дома и в своем исповедании не допускать, что государь, отлученный папой, мог бы быть лишен трона.

В 1836 и 1837 диссентеры получили право совершать обряд венчания (раньше они могли сделать это только в «обычной» церкви) или регистрировать браки в квартире чиновника-регистратора. В 1868 диссентеры были освобождены от налога в пользу англиканской церкви. Наконец, в 1871 для диссентеров были открыты университеты и отменено требование подписывать 39 членов. 

В конце 18 века в Англию проникло также унитарианское движение. Унитарии  рассматривали догмат троичности Бога как искажение христианства, верили в единого Бога и считали Иисуса просто человеком. Название «унитарии» указывает на их противоположность «тринитариям» (признающим троичность Бога). Унитарии воспринимают Иисуса как одного из великих учителей человечества и верят в возможность человека достичь спасения.  В Англии унитарианское движение возникло внутри движения диссидентов, отколовшихся от англиканства; один из них, Теофил Линдсей (1723-1805), основал первую унитарианскую общину в Лондоне (1774). Унитаризм распространился также среди английских пресвитериан. Такой радикальный отход от догматов англиканской церкви вызвал резкую реакцию — закон о смертной казни унитариев в Великобритании был отменен только в 1813.

 

 

***

Однако  и сама англиканская церковь была не свободна от раскола. Еще в конце 17 в. в англиканстве обозначились несколько течений: высокая High church, низкая low church и широкая broad church. Высокоцерковники — это протестантская церковная аристократия, последовательно отстаивающая государственный характер церкви, супрематию короны, привилегии членов церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и древней церковью в богослужении и организации.. Высокоцерковники входили в ряды консерваторов тори как сторонники авторитета и прав короны и церкви. Они ценили богато украшенные храмы, величественные алтари, пышные облачения, свечи и курения, цветы в церкви, — т.е. внешне их богослужения были сходны с католическими.

Низкоцерковники, поддерживавшие вигов, требовали равноправия для диссентеров и склонны были в Библии видеть единственный источник христианства.  В о время богослужений упор делался на проповеди, литургия была гораздо менее пышной. В середине XIX века Низкая церковь практически растворилась в Широкой церкви.

Широкая церковь пыталась примирить оба эти течения. Движение отличала широта взглядов, отсутствие догматизма, и вследствие этого достаточно индифферентное отношение ко многим церковным вопросам.

В 18-ом веке сформировалось веслиянское движение (выделилось в конце века в отдельную методистскую церковь).

Как течение внутри англиканства Методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, Основателем Методизма был Джон Уэсли (1703—1791). На основе 39 статей английского символа веры он составил свои 25 утверждений.  Он подчеркивал важность личного благочестия и служения ближним; первое выражалось в молитвах и изучении Библии, второе – в делах милосердия, таких, как посещение заключенных в тюрьмах, работа среди бедноты. Эта деятельность осуществлялась членами группы в соответствии со строгим ежедневным расписанием, что и привело к возникновению иронического прозвища «методисты».

Важную роль в церковном руководстве методистов играли миряне, почти в равном со священством количестве представленные практически в каждом органе, комитете и на конференции. После определенной подготовки миряне допускались к проповедям, проведению богослужений, совершению таинств. Так сам основоположник методизма  Уэсли утвердил проповедничество мирян и разработал систему округов, в рамках которой странствующие священники могли бы доносить слово Божье до самых удаленных уголков Англии и Ирландии. Женщины могли быть избраны на любое служение, в том числе стать священниками. Членом методистской церкви мог стать любой человек, достигший «возраста решения», исповедующий Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а также подчиняющийся церковному порядку.

После отказа англиканских епископов посвящать в священнический сан приверженцев методистского движения Уэсли начал посвящать собственных проповедников. И все же, несмотря на свои радикальные действия, Дж.Уэсли так и не вышел из Церкви Англии. Лишь после его смерти в 1791 методисты приступили к организации самостоятельной церкви.

В 1833 году с выступления Оксфордского богослова Дж. Кибла против вмешательства государства в церковные дела началось англо-католическое Оксфордское движение, которое положило начало возрождению и возвышению Высокой церковной традиции. Лидеры оксфордского движения стремились убедить англичан в том, что Церковь Англии не является продуктом Реформации 16 в., но представляет собой часть того, что называют «святой католической церковью», а потому исторически наследует ее вероучение, церковную организацию и богослужение.  Тогда же началось и возрождение монашества (уничтоженного в 16-ом веке), первые монашеские общины сформировались в 1841.

Движение натолкнулось на ожесточенное сопротивление религиозных и политических лидеров. В 40-х и 50-х годах 19 в. множество священников и некоторые миряне, отчаявшись повлиять на церковь, перешли в Римско-католическую церковь.

 

***

Как же выглядит мистер Коллинз на фоне этих глобальных исторических событий и философских споров? Он, несомненно, приверженец Высокой Церкви, но в рамках микрокосма Розингс — Хансфорд, не столько духовный пастырь и учитель, сколько администратор при леди Кэтрин да Бер, фискал, ответственный за сбор налогов. Словом он — воплощение «формальной» англиканской церкви, т.е. именно такой, какой ее не хотели видеть наиболее образованные и мыслящие люди XIX века. Не удивительно, что Джейн Остин так безжалостна по отношению к нему.

Tags: Джейн Остин
Subscribe

  • Как я провел лето (типа сочинение)

    Девушка из Партенита или я на Аю-Даге (поляна Ай-Констант и церковь Константина). Преамбула Когда-то, когда мне было лет 11, мы с мамой поехали…

  • наше все

    За что я еще люблю Пушкина: его просто невозможно прочитать всего. Т.е. кто-то, более образованный и усидчивый, наврное, смог, но я простоянно нахожу…

  • Еще крымское (записываю, пока не забылось)

    Вопросы политэкономии. В магазине продавщица объясняет покупательнице: -- Сейчас цены все время растут. Вчера огурцы билы по 16 рублей, сегодня --…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Как я провел лето (типа сочинение)

    Девушка из Партенита или я на Аю-Даге (поляна Ай-Констант и церковь Константина). Преамбула Когда-то, когда мне было лет 11, мы с мамой поехали…

  • наше все

    За что я еще люблю Пушкина: его просто невозможно прочитать всего. Т.е. кто-то, более образованный и усидчивый, наврное, смог, но я простоянно нахожу…

  • Еще крымское (записываю, пока не забылось)

    Вопросы политэкономии. В магазине продавщица объясняет покупательнице: -- Сейчас цены все время растут. Вчера огурцы билы по 16 рублей, сегодня --…