Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Category:

Экзистенциальный ужас 70-х



Слово для защиты
1976 | Драма | 98 мин. |  829 |
СмотретьВ избранное
Режиссер: Абдрашитов Вадим Юсупович
Сценаристы: Миндадзе Александр
Композитор: Мартынов Владимир
В главных ролях: Кебал Елена, Шульгин Виктор, Грачев Анатолий, Янковский Олег, Неелова Марина, Яцкина Галина, Изотов Эдуард, Любшин Станислав
Работая над делом о покушении на убийство из ревности, молодой адвокат жалеет свою подзащитную и пытается помочь ей выбраться из тюрьмы. Однако отсутствие собственного опыта сильных чувств мешает ей правильно вести диалог с обвиняемой. - Премия за глубокое решение темы дебютантами Миндадзе А.А. на X ВКФ в Риге (1977); - Приз союза писателей Латвийской СССР Миндадзе А.А. на X ВКФ в Риге (1977); - Приз Министерства Юстиции Латвийской СССР "за лучший фильм, посвященный нравственно-правовой проблематике, способствующий воспитанию у советских людей сознания высокого гражданского долга, уважения к советским законам и нормам социалистического общежития" на X ВКФ в Риге (1977); - Диплом участия на XXVI МКФ в Мангейме (ФРГ) (1977); - Премия за исполнение женской роли Яцкиной Г.И., Нееловой М.М. на X ВКФ в Риге (1977); - Диплом участия на МКФ цветных фильмов в Барселоне (Испания) (1977); - Премия Ленинского комсомола Заболоцкому А.Д., Миндадзе А.А., Абдрашитову В.Ю. (1981); - Диплом участия на VII МКФ в Дели (Индия) (1981)

Советский судебный детектив — это именно то, что мне нужно, чтобы уснуть счастливой. А этот оказался из 70 годов и героиня, чтобы отравиться, принимает димедрол — антигистаминный препарат, назначаемый против аллергии и обладающий сильным снотворным эффектом, как и большинство антигистаминов 70-х годов. Кто в детстве пил (по любой причине) тот поймет почему у меня срезу же стянуло во рту, как будет наелась кислых яблок.
И снова те же расслабленные жесты, снова растягивание слов, и особый пронос, как будто актеров парез голосовых связок. Снова недомолвки, многозначительные: «Ага... Угу.. Гм...» Случайные слова, брошенные не впопад.

«— Ирка?
— Мммм...
— Ира, что с тобой происходит?
— Ничего...
— Что с тобой?
— Я тебе сказала — ничего. Я очень хочу полюбить тебя... Слышишь?»

Не слышит.
Собирались наскоро. Обнимались ласково.
 Пели, балагурили. Пили, да курили.
 День прошел, как не было, не поговорили.

Виделись, не виделись. Ни за что обиделись.
Помирились, встретились, шуму натворили.
Год прошел, как не было, не поговорили.

Так и жили наскоро. И дружили наскоро.
Не жалея тратили. Не скупясь дарили.
Жизнь прошла, как не было, не поговорили.

Потому что если бы поговорили, разговор бы кончился, и наступила тишина и они оказались бы перед экзистенциальным ужасом существования, а до Сартра, Камю и Элиаде  из под полы на Невском проспекте у Доме Книги оставалась еще 15 лет.
Потому что единственный доступный им способ избежать этого ужаса — структурирование жизни, а им больше нечем структурировать свою жизнь, кроме хмыканья и гыкантя. Гениально гыкать и закатывать глаза умел Янковский.

И формульная речь, вкрапленная в повседневную,  как наиболее доступный вид иронии:

«— Илья Ефимович, не разлагайте молодые кадры!
— Ну от видите, меня уже начинают прорабатывать!»

И краткие вспышки на пике страстей, дающие мимолетное (и ложное) ощущение «настоящего дня» (с. Милорад Павич, до издания которого осталось все те же 15, а то и 20 лет):
«— Помнишь в прошлом году, когда мы отдыхали на море? На пляже, помнишь? вышли из воду, обсыхали на лежаках,   как-то молчали, молчали, и ты вдруг говоришь: «Виталик, смотри, если что-нибудь, убью!» Ну неужели не помнишь, Валюша? Валя?
— Вспомнила».

И самое трогательное: герой бросает героиню, чтобы уехать в Бангладеш. Потому что больше уму уехать некуда, «побег немыслим, но побег необходим» (с) Михали Щербаков.

«— Сейчас бы сесть и покатиться. В любой вагон.
— Что-нибудь поновей?
— Поновей, не знаю...
— Давай, я готов. Только ты объясни мне: куда, и главное, зачем?»

Не ответит. Потому что знает: некуда и незачем. Но побег необходим.

И оправданная героиня уезжает не троллейбусе а экзистенциальное одиночество.
Какое страшное было время! Конечно, бывали и еще страшней и нам повезло.
И все же хорошо, что мы его пережили. И настало «время жестоких чудес» — Перестройка.
Tags: куплю билет в СССР, личное -- это политическое, посмотреть
Subscribe

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments