Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:
 А теперь повторю мой сегодняшний пост в "феменистках". Давно хотелось написать, а тут наконец дошли руки.

О стереотипах в воспитании мальчиков и девочек.

 

Книжка, о которой пойдет речь называется я в оригинале: Raising a son. Parents and the making of a healthy man. Написана Don Elium and Deanne Elium. На русском языке вышла в издательстве «Питер» под названием «Воспитание сына. Как вырастить _настоящего_ мужчину» в 2003 году.

Книжка, как ни странно толковая, если бы не предисловие, в котором, видимо чтобы придать изданию наукообразность аккуратно пересказаны все псевдонаучные околобиологические мифы,  насчет того, что различия в поведении мужчин и женщин определяются разницей в их гормональном статусе и следовательно являются непреложной данностью и не зависят от культурных стереотипов. Вот об этих мифах мне и хотелось бы написать поподробнее.

 

МИФ 1. Так как пол определяется генетически, мальчики и девочки с рождения ведут себя по-разному. Воспитание тут не при чем всему виной гормоны.

 

Цитата из книжки:

«Чтобы понять, из чего «сделаны» мальчики, мы должны посмотреть, что же их формирует: мощные физиологические силы, уникальные мужские психологические задачи и мрачный, темный, загадочный мир мужской души.

 

Биологическая сила

Биологически мальчиков приводит в действие наркотикоподобный гормон, один из тех, что оказывают самое мощное из известных миру влияний на поведение. Именно эта сила делает мальчиков агрессивными и заставляет их побеждать любой ценой. Она вынуждает их крушить мебель, бить лампочки, и нам, родителям, приходится радоваться тому, что у нас есть хороший дом, здоровье и автомобильная страховка. Крохотная капля этого мощного вещества в течение очень краткого периода заставляет самого маленького, самого слабого самца в группе обезьян бросать вызов вожаку, находящемуся на троне. Бывший до этого изгоем, он не только выигрывает борьбу, но и продолжает властвовать и править целой группой: самками, малышами и другими самцами. Тот же самый стимул превращает шаловливого девятилетнего человечка в четырнадцатилетнего «невероятно неуклюжего» подростка. От зачатия до зрелости эта сила заставляет тело и мозг ребенка принимать мужские формы. И все вследствие действия гормона тестостерон.

 

Мужская программа

Хотя, возможно, трудно себе представить, что наш шестимесячный милый и ласковый сынок находится под влиянием этой мощной силы, тестостерон уже работает, обеспечивая внутреннее превращение мальчика в мужчину. Не забывайте, что каждый мальчик растет со своей собственной скоростью: он развивается в строгом соответствии с заложенной в него программой, определяющей его пол, формы тела и оказывающей влияние на его темперамент. Физиологически он развивается у нас на глазах, независимо от того, что мы, родители, делаем. Это чудо нам неподвластно, как, впрочем, и самому ребенку. Он вырастает в мужчину, что изначально предопределено гормонами.

Давайте вместе совершим небольшой экскурс в биологию, чтобы пролить некоторый свет на то, как это происходит. Как все мы знаем, гормоны представляют собой продукты, вырабатываемые железами внутренней секреции (щитовидной, поджелудочной, гипофизом, тимусом, яичниками у женщин и яичками у мужчин). Все они находятся под контролем биологического разума, у которого есть четкий план развития каждого мальчика. И у мальчиков, и у девочек есть основные половые гормоны — тестостерон и эстроген, но у мальчиков больше тестостерона, а у девочек более высок уровень эстрогена. Различие в их соотношении и стратегическом расписании выброса и обусловливают уникально женский или уникально мужской тип развития.

Разум, ответственный за программу развития, действует на уровне генетического кодирования. Нашим сыновьям эти инструкции приносятся Y-хромосомой. Все эмбрионы начинают жизнь как создания женского пола, поэтому в течение первых недель после оплодотворения Y-хромосома выполняет важную миссию — сигнализировать выработку тестостерона, который изменит биологический шаблон с женского на мужской. С этого момента ребенок становится мальчиком. Первая часть программы выполнена. Слишком часто мы забываем о том, какое это чудо, когда маленький кусочек недифференцированной плоти вырастает в прекрасное и жизнеспособное мужское существо. Вот цель мужской программы.

В настоящее время ведутся глубокие исследования на предмет выявления различий между мужчинами и женщинами. Камилла Бенбау и Юлиан Стенлей, исследователи из Университета Джона Хопкинса, провели изучение более десяти тысяч детей и встретили бурное сопротивление, когда заявили, что различия между полами, вне всякого сомнения, имеют биологическую основу. Бенбау говорит: «Я пятнадцать лет искала объяснение этих различий в условиях воспитания и получила нулевой результат. Тогда я отказалась от этой позиции... Мы уже начали получать свидетельства того, что при двух одинаково приемлемых (валидных) подходах к проблеме — через слова и через образы — женщины обычно выбирают слова, а мужчины идут через образы».

Исследование мозга, осуществленное доктором философии Роджером Горски, пионером эндокринологии, выявило значимые различия в структуре мозга мальчиков и девочек. Эти вариации могут объяснить различия в высших мозговых функциях, таких, как память, воображение, контроль над телом, и в том, как мужчины и женщины думают, чувствуют, действуют и воспринимают окружающий мир. Мужчина, например, склонен сначала зафиксировать проблему, чтобы рассмотреть взаимоотношения с супругой или подругой позже, тогда как большинство женщин анализируют взаимоотношения по ходу дела. Мужчины склонны сосредоточиваться на одной проблеме или задаче в каждый момент времени (как на яблочке мишени) и смотреть на все остальные обстоятельства своей жизни как на помехи, отвлекаться на которые не стоит. Женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.

Некоторые исследователи в области биологии, психологии и социологии подвергают эти открытия сомнению. И на то есть свои причины. Исследования по различию полов, проводившиеся в XIX веке, были использованы для того, чтобы доказать неспособность женщин к иной роли в мире, кроме роли матери и хозяйки дома. Сюзанна Дэвис пишет: «Антропологи, биологи и другие исследователи использовали все — от размеров мозга до аппетита, чтобы оправдать викторианское представление о мужчинах как о более умных, настойчивых и, следовательно, имеющих больше политических прав, чем "слабый пол"». Затем маятник качнулся в другую сторону, к убеждению в том, что существенных биологических различий (за исключением репродуктивной функции) между мужчинами и женщинами нет. Эта группа исследователей доказывала, что развитие тех качеств, которые мы считаем чисто мужскими или чисто женскими, определяется условиями семейного воспитания и культурной социализации. Это давнее расхождение мнений относительно того, что важнее — наследственность или среда, известно как спор о «природе и воспитании».

Истина же в том, что на развитие мужчины и женщины влияют многие факторы. Физиологически женщины и мужчины вынуждены маршировать под ритм совершенно разных гормональных циклов, обусловливающих различие установок, форм тела и стиля общения. Все существо мальчика вибрирует в ритме тестостерона».

 

Обратите внимания на некоторую псевдонаучную казуистику.

 

Например сказано:

«Я пятнадцать лет искала объяснение этих различий в условиях воспитания и получила нулевой результат. Тогда я отказалась от этой позиции... Мы уже начали получать свидетельства того, что при двух одинаково приемлемых (валидных) подходах к проблеме — через слова и через образы — женщины обычно выбирают слова, а мужчины идут через образы». Совершенно не понятно, каким образом первая часть высказывания связана со второй, тем более их разделяет многоточие. Почему разница в подходах (даже если она присуща _абсолютно всем_ мужчинам и женщинам не может быть связана с воспитанием? Если мальчиков еще в раннем детстве стимулируют к активному познанию мира вполне вероятно, что они привыкают работать с непосредственными образами. Если маленьким девочкам больше рассказывают, чем показывают, если из с ранних лет приучают к самоконтролю (что напрямую связано с активным развитием речи) то вполне вероятно, что они ориентируются на слова.

 

Другой замечательный пассаж: «Истина же в том, что на развитие мужчины и женщины влияют многие факторы. Физиологически женщины и мужчины вынуждены маршировать под ритм совершенно разных гормональных циклов, обусловливающих различие установок, форм тела и стиля общения. Все существо мальчика вибрирует в ритме тестостерона».

Т.е. на развитие влияют многие факторы, но главный из них — наличие тестостерона. Как мило J

 

А вот еще одна цитата, на этот раз очень маленькая, но не оставляющая от вышеприведенных наукообразных построений камня на камне. Цитата из учебника «Физиология человека» для медицинских ВУЗов. Раздел половое созревание человека.

«Детская стадия продолжается у мальчиков в среднем до 10 лет у девочек — до 8 лет. В моче мальчиков и девочек содержится _очень небольшое и при том одинаковое количество андрогенов и эстрогенов_ образующихся в основном в коре надпочечников».

Т.е. до 8 — 10 лет различия в поведении мальчиков и девочек нельзя объяснить физиологическими причинами. Они связаны исключительно с культурным и стереотипами.

Забавно, что все составители учебника, включая рецензента — исключительно мужчины. заподозрить их в искажении фактов в угоду феминисткам не представляется возможным J

(Продолжение следует).

Tags: о воспитании
Subscribe

  • Баба Яга против!

    Продолжение главы из книги Хелен Анделин "Очарование женственности" Вред, который причиняет работа женщине Вред для мужчины. Когда вы…

  • Баба Яга против!

    Несколько лет назад я выкладывала классический текст Бетти Фридан "Загадка женстенности" (см. по тэгу). А сегодня обранужила в и-нете книгу…

  • Бетти Фридан Эпилог

    Эпилог Когда рукопись книги была уже в типографии, а мой младший ребенок — в школе продленного дня, я решила снова пойти учиться, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Баба Яга против!

    Продолжение главы из книги Хелен Анделин "Очарование женственности" Вред, который причиняет работа женщине Вред для мужчины. Когда вы…

  • Баба Яга против!

    Несколько лет назад я выкладывала классический текст Бетти Фридан "Загадка женстенности" (см. по тэгу). А сегодня обранужила в и-нете книгу…

  • Бетти Фридан Эпилог

    Эпилог Когда рукопись книги была уже в типографии, а мой младший ребенок — в школе продленного дня, я решила снова пойти учиться, чтобы…