Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Categories:

От станка

 Кусочек из написанной сегодня главы "Учиться на отлично". 
Показалось, что может быть интересно не только мамам школьников, но и широким массам общественности :)) 
Во всяком случае, когда я впервые столкнулась с этой теорией, она сильно поменяла мой взгляд на мир.  Точнее позолила четко сформулировать очевидные, труджно ощутимые и тем не менее очень важные для жизни вещи.

Ориентация в пространстве и времени.

Еще в 1948 году американский психолог Эдвард Чейс Толмен исследуя поведение крыс в лабиринтах пришел к выводу, что крыса не просто запоминает последовательность поворотов — она «держит в голове» всю схему пройденного лабиринта и благодаря этому способна выбирать наиболее короткий и рациональный путь. Для этого крысе потребовалась помощь не только памяти, но и мышления. Недаром Толмен назвал мысленную схему которую составляла крыса «когнитивной картой» (от слова «cognito – мыслить»). В своей статье «Когнитивные карты у крыс и человека» Толмен так описывает этот процесс:

«В процессе научения в мозгу крысы образуется нечто, подобное карте поля окружающей обстановки... Мы утверждаем, что сама центральная инстанция (т.е головной мозг крысы — Е.П.) гораздо более похожа на пульт управления, чем на устаревшую телефонную станцию. Поступающие стимулы не связываются с ответными реакциями с помощью простого переключателя по принципу "один к одному". Скорее, поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать когнитивной картой окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции, если вообще они имеются, будет, в конечном счете, осуществлять животное.

Наконец, я считал бы, что важно исследовать, почему эти карты бывают относительно узкими, охватывающими какой-то небольшой кусок ситуации, или относительно широкими, охватывающими большое поле. Как узкие, так и широкие карты могут быть правильными или неправильными в том смысле, насколько успешно они направляют животное к цели. Различия между такими узкими и широкими картами могут проявиться только в том случае, если позднее крысе будут предъявлены некоторые изменения в условиях данной окружающей обстановки. Тогда более узкая исходная карта, включающая относительно небольшой участок, окажется непригодной применительно к новой проблеме; наоборот, более широкая карта будет служить более адекватным средством по отношению к новой структуре условий. В узкой карте данное положение животного связано только с относительно простым и только одним участком относительно расположения цели. В широкой карте представлен обширный спектр окружающих условий, так что, если изменится положение животного при старте или будут введены изменения в отдельные маршруты, эта широкая карта позволит животному действовать относительно правильно и выбрать адекватный новый маршрут.»

 Психологам не понадобилось много времени для того, чтобы убедиться что люди в процессе познания окружающей среды создают точно такие же когнитивные карты. Причем речь шла не только о «маршрутных картах», показывающих путь из пункта А в пункт В, но и о более широких и подробных «мысленных картах» содержащих в себе целые научные концепции и знания об устройстве окружающей среды.

Перенося свои идеи на человеческое сообщество, Толмен выдвинул гипотезу: подробные,  обширные и хорошо детализированные когнитивные карты нашего природного и социального окружения помогают человеку чувствовать себя уверенным и компетентным, в то время как узкие, «сфокусированные» карты могут привести человека к неврозу, стать основой для предрассудков и дискриминации.

Рассуждая о проблемах современного общества с точки зрения биолога, Толмен писал: «Снова и снова люди действуют в состоянии «затемнения» из-за слишком сильной мотивации и чересчур жестких ограничений и в этом ослеплении... ненавидят аутсайдеров. Выражение их ненависти распространяется во все стороны от дискриминации меньшинств до конфликтов мирового масштаба. Что могут Небеса и Психология поделать с этим?

Мой ответ состоит в том, чтобы вновь и вновь говорить о силе разума, заключенной в широких когнитивных картах. Учителя могут сделать детей разумными (то есть образовать у них широкие карты), если они позаботятся о том, чтобы ни один ребенок не был избыточно мотивирован или слишком раздражен. Тогда дети смогут научиться смотреть вокруг, научатся видеть, что часто существуют обходные и более осторожные пути к нашим целям, научатся понимать, что все люди взаимно связаны друг с другом.

Давайте постараемся не становиться сверхэмоциональными, не быть избыточно мотивированными в такой степени, чтобы у нас могли сложиться только узкие карты. Каждый из нас должен ставить себя в достаточно комфортные условия, чтобы быть в состоянии развивать широкие карты, быть способным научиться жить в соответствии с принципом реальности, а не в соответствии со слишком узким и непосредственным принципом удовольствия.

Короче говоря, мы должны предоставить нашим детям и себе (как добрый экспериментатор сделал бы для своих крыс) оптимальные условия умеренно мотивации и отсутствия ненужных ограничений — сейчас и всегда — прока существует данный нам Богом огромный лабиринт — мир в котором мы живем.

Я не могу предсказать, будем ли мы способны сделать это или будет ли нам предоставлена возможность делать именно так; но я могу сказать, что лишь в той мере, в какой мы справимся с этими требованиями к организации жизни людей, мы научим их адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач».


Подробнее о Толмене и его рбаотах можно посмотреть здесь:

http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200301202

http://www.psychology.ru/library/00060.shtml

Tags: о воспитании
Subscribe

  • Сны эпохи постмодерна

    Во сне читаю сборник рассказов какого-то еврейского писателя — толстый темно-красный томик, с черным силуэтом автора на обложке. Один рассказ…

  • Внезапно стихи :) Белые.

    Наткнулась сегодня на очередное обсуждение Цветаевой. Актуально, ничего не скажешь. Даже по-моему теми же лицами, которых я встречала лет…

  • (no subject)

    Сегодня я пережила одно из самых сильных разочарований в жизни. Я почему-то думала, что история загадочного исчезновения воспитанниц пансиона в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments