Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Несколько непричесанных ночных мыслей о кризисе семьи как социального интститута.

Навеяно вот этим обсуждением.

http://meshuga80.livejournal.com/180314.html?view=3047002#t3047002

1. Психологам кризиса боятся - в лес не ходить. :)) Человеческая жизнь состоит из цепочки кризисов, жизнь каждой конкретной семьи тоже, соответственно -- жизнь семьи как социального института -- почему бы и нет? Не наливают молодое вино в старые меха. А для того, чтобы сшить новый мех, нужно забить козла и ободрать. Не эстетично, но другого пути нет.
2. О молодом вине. До начала 20 века семья была как правило не союзом двух человек, а чем-то иным. В брак вступали два рода, две расширенных семьи, два домохозяйства, два состояния. Только в середине XIX столетия появилась сама мысль о том, что суругов может связывать некое "родство душ", а не молодая страсть в начале брака и привычка в конце. Соответственно весь XX век был активно связан с познанием человеком глубин собственной психики, что не могло не сказаться на отношениях в браке.
При этом сам институт брака остался во многом прежним.
3. Социальная структура сейчас никоим образом не заинтересована в укреплении семьи. В наиболее выигрышном положении сейчас оказывается мужчина, обслуживаемый женщиной. Т.е. мужчина, которому утром подают кофе в постель, гладят рубашку, встречают с работы обедом, а ночью удовлетворяют его сексуальную потребность. Тогда он может полностью сосредоточиться на работе и сделать по-максимуму. Дети такому браку не мешают только в том случае, когда женщина полностью берет их на себя. Любая попытка женщины с детьми получить стабильную и высокооплачиваемую работу, переложив часть заботы о детях на чужие плечи (что, кстати, в традиционной семье проделывалось на раз) приводит к огромному количеству проблем. Любая попытка создать благоприятные условия для выхода на работу женщины после рождения ребенка приводит к дискриминации женщин при приеме не работу. Потому что они работдателю не выгодны. Здесь и сейчас. Соответственно, сейчас условие выживания семьи -- угнетенное положение женщин и привилегированное - мужчин.
4. Как сочетать традиционный брак-обязанность и новое требование любви и единения душ в браке? В области межличностных отношений по-прежнему популярна платоновская теория половинок. Почему понятно -- выбор велик и практически ничем не ограничен. Как объяснит самому себе, почему ты выбрала именно этого человека? Потому что он -- твоя половинка. С другой стороны как получить гарантию Вечной Любви? Убедить себя и другого человека что вы -- половинки. Вы -- единая плоть и проч. Из этого идеализма ничего путного не получается. Потому что сколько ни говори "халва" ничто не изменит того факта, что вы -- два разных человека и можете оставаться вместе и быть счастливы, только оставаясь самостоятельными личностями, которым хорошо вместе. Если нет -- вы тоже можете оставаться вместе, но только пожирая друг друга. Психологи называют это "потерей границ". Потеря границ больно бьет по инстинкту самосохранения, вызывая здоровое желание бежать из этих отношений куда подальше. Здоровое желание подавляется требованием супер-эго сохранять семью. Сответственно в первом случае (семья -- совместный проект двух самостоятельных людей) дети становятся общим делом семьи, во втором -- идут "в общий котел" и зачастую принимают на себя стадания родителей лишь бы семья сохранялась. Поэтому, кстати, браки по расчету бываю крепче браков по любви. Потому что в браке по расчету супруги чаще предъявляют друг к другу реалистические требования и помнят о том, что имеют дело с самостоятельным человеком.
5. Вопрос что делать? Сугоубое имхо. Как всегда при кризисах ждать пока недовольство превысит лимит и после естественного периода брожения выльется во что-то конструктивное. Всячески культивировать это конструктивное на собственной делянке. Иронически поглядывать на попытки некоторых деятелей повернуть колесо истории вспять и загнать нас в традиционную семью. Вот так как-то.

Tags: о воспитании
Subscribe

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • (no subject)

    IX ЧЕРНЕЦОВ Когда я объявил батюшке о намерении своем определиться в военную службу, он сказал: "Что ж? Прекрасно! Где хочешь служи. Ведь не я…

  • (no subject)

    VII И ТО И СЕ Еще минул год. Опять весна. Опять чудные майские ночи... Есть речи, - значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать…

  • (no subject)

    VI ЖЕНИХ Прошло лет семь. Я готовился перейти на последний курс. Вокруг меня не осталось никого из приехавших в Москву в желтой карете. Аполлон,…