Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

Проглука по Павловскому дворцу

Это один из самых красивых дворцов в пригородах Петербурга. Построен по проекту Чарльза Камерона в 1777 --1822 году для великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны.

В 1795 году великая княгиня Мария Федоровна собственноручно составила описание дворца в Павловске, благодаря чему мы можем увидеть дворец буквально ее глазами

Вот ссылка на официальный сайт Павловска. По ней можно переходить из зала в зал и смотреть панорамы.

http://pavlovskmuseum.ru/museum/palace/paradn_zal/index.php

А вот описание, составленное Марией Федоровной:

ОПИСАНИЕ ДВОРЦА В ПАВЛОВСКЕ

составлено и собственноручно написано Великой Княгини Мариею Феодоровною*.

1795 год *   Подлинник этого документа хранится в дворцовой Библиотеке в Павловске, в отделе рукописей Августейшей Фамилии.

 

Верхний вестибюль отделан под мрамор; стены украшены лепными композициями из всевозможных видов военных атрибутов; потолок с росписью.

Правая дверь вестибюля ведет во фрейлинскую комнату, далее проходим в один из моих кабинетов. (По-видимому не сохранился ― Е.П.) Фон в нем отделан искусственным мрамором; красивый карниз; стены слегка зеленоватые, на них висит по одному полотну Менгса, Греза, Анжелики Кауфманн, Шедона, Баттони, а также картины Хакерта, Поля Веронезе, Рембранта и других авторов. Занавес зеленый из полосатой шелковой ткани с белой, вышитой разноцветным шелком каймой; вышивка очень красивая. Обивка дивана и кресел вышита на тот же манер; особенно замечательна вышивка дивана. Камин отделан мрамором и бронзой. Мебель такова: клавесин, красивый шкаф Рентгена, на котором, как и на камине, стоят вазы и канделябры, и два стола. Вместо люстры висит алебастровый фонарь.

Из кабинета можно прямо войти в мою туалетную комнату. Она имеет очень изящную форму, ее углы закруглены; стены под мрамор; сводчатый потолок расписан розами; в углублениях стен изображены виды, украшенные по краям розами; на двери очень красивый рисунок. Мебель драпирована тонкой лощеной белой тканью с окаймлениями в виде роз, изготовленной в Mulhouse; шезлонг и медальоны стульев сделаны из того же материала; мебель покрыта светлым лаком. Здесь имеются туалетный столик тульского производства, два прекрасных комода, два стола из мрамора и бронзы, два небольших столика, покрытых фарфоровыми изделиями. Комоды украшены двумя роскошными фарфоровыми вазами и сервизом для завтрака. На мраморном столике, справа от туалетного, стоит прекрасная перламутровая шкатулка, подаренная мне моей доброй замечательной мамой.

Спальня имеет почти квадратную форму; в ней красивый карниз, потолок расписан; стены отделаны белой шелковой тканью, покрытой изображениями различных военных трофеев, тонко выполненными согласно рисункам Линна. Живые краски придают комнате большую свежесть. Все обрамления позолочены. В спальне имеются большая кровать, кресла, шезлонг со скульптурным рисунком и позолотой, выполненными в Париже. Кровать очень красивая; она драпирована белым шелком вперемежку с полосатой шелковой тканью цвета соломы и каймой под цвет стен и занавесок. Напротив кровати находится большое зеркало; перед ним стоит хорошенький туалетный столик, подаренный мне королем Франции. В углах помещения, около окна, на мраморных полуколоннах стоят две роскошные вазы из Севрского голубого фарфора. В двух других углах, со стороны кровати, стоят два мраморных мальчика с птицами в руках. Около кровати расположен маленький шкафчик из Мюттер-хена с очаровательным рисунком. Перед шезлонгом стоит длинный стол, край которого отделан Севрским фарфором. По другую сторону от кровати имеется столик с туалетными принадлежностями из Севрского фарфора. Посреди одной из стен стоит великолепный камин, на котором имеются украшения из Севрского фарфора, в том числе и часы; над камином висит красивое зеркало. Рядом с камином на полу-пьедесталах стоят вазы из Берлинского фарфора. Маленькие столики работы Рентгена заполняют пустые пространства между креслами. Под потолком висит красивая хрустальная люстра.

К спальне прилегает мой будуар. У него удлиненная форма; его сводчатый потолок украшен узорной росписью, мраморные колонны в стенах также расписаны; на стенах имеются четыре мраморных барельефа; карниз очень красив; прекрасный камин находится под аркой, свод и фронтон которой поддерживаются двумя порфировыми колоннами; камин покрыт украшениями из порфира и яшмы, в его углублении стоит большая мраморная ваза. С двух сторон от камина расположены два великолепных мраморных бюста на мраморных полуколоннах. Напротив камина есть балкон, с которого открывается вид на маленький сад и на большую часть окрестностей. Около окна пред балконом, на стенах, висят зеркала; под ними стоят красивые порфировые столы; их деревянные ножки, а также оттоманки, кресла и табуреты были сделаны и позолочены в Париже. Порфировые столики украшены японскими вазами и большими фарфоровыми канделябрами. Одна часть стены от окна до двери заполнена двумя оттоманками, а другая — двумя довольно высокими бюро из севрского фарфора и бронзы: на них стоят небольшие мраморные статуи, канделябры, часы и прочие вещи, среди которых можно отметить маленькую колонну из лазурита, две вазы и иные безделицы. Пред одной из оттоманок находится письменный стол, перед другой — бюро Рентгена для писания или рисования стоя. Около одного из табуретов стоит фарфоровый стол местного производства с изображениями видов Павловского. Кроме того, в это помещение я поставила два стола из наследства моих дорогих родителей: один овальный, присланный сюда еще до нашего отъезда за границу, другой круглый, полученный мною несколько лет назад. Пред камином стоит мраморный треножник. Мебель обита желтоватой тканью с каймой, расписанной голубыми ирисами; люстра из хрусталя и бронзы.

Одна из дверей будуара ведет в мою библиотеку. Задняя стена библиотеки имеет закругленную форму; вся ее нижняя часть занята низким книжным шкафом по форме стены, полученным мною в подарок от покойного короля Франции. Вне гобеленов стены отделаны искусственным мрамором; между двух окон стоит камин, над ним висит зеркало, на камине — ансамбль из порфировых ваз. Покрытие низкой библиотеки выполнено мрамором, на котором находятся Аполлон с девятью музами, великолепная фигура лежащей Клеопатры, расположенная в центре стены, и многие другие мраморные бюсты. Все помещение выполнено в строгом стиле, придающем ему особую прелесть. Карниз и обрамления гобеленов изящно вылеплены и позолочены. Мебель обита зеленой полосатой шелковой тканью, окаймленной изображениями различных цветов. В библиотеке имеется несколько кресел и табуретов, большой письменный стол Рентгена, на котором стоят великолепная чернильница и бронзовый подсвечник с абажуром, доставшиеся мне по наследству от моих обожаемых родителей, два маленьких передвижных стола, мое кресло перед письменным столом, а также красивая бронзовая люстра. Таковы мои покои в бельэтаже. Теперь я подробно опишу комнаты моего мужа.

Из большого вестибюля направимся в камердинерскую комнату, а оттуда — в туалетную комнату моего супруга, имеющую ту же форму, что и моя собственная. Кроме того, она расписана на тот же лад, но отличается от моей тем, что своды там украшены жасмином, а стены покрыты гризайлем. Мебель такая же, как и в моей туалетной комнате, но с иным бордюром. На трех столах из мрамора и бронзы стоят вазы с канделябрами и изделия из слоновой кости и янтаря. Четыре большие японские вазы, за две из которых я обязана моим дорогим родителям, стоящие на полуподставках, очень украшают помещение. В стенном своде пред окном расположена великолепная мраморная статуя, изображающая Фавна.

 Из этой комнаты проходим в большой кабинет, по желанию Великого Князя поделенный на две части аркою. Часть кабинета, прилегающая к туалетной комнате, отделана искусственным белым мрамором. (Малый кабинет ― Е.П.) Там имеется красивый камин, на который я недавно поставила каминные украшения, полученные в наследство от моих милых родителей. В глубине кабинета стоит диван, пред которым расположен письменный стол такой же, как и в библиотеке Мюттерхена в Этюпе. Арка украшена двумя роскошными мраморными вазами на пьедесталах из искусственного мрамора. Около окна стоят мраморные столики, уставленные различными предметами из слоновой кости и янтаря. Мебель обита алым полосатым шелком, окаймленным гирляндами из белых лилий. Красивые часы работы Рентгена также украшает этот кабинет. Потолок расписан.

Часть кабинета по другую сторону арки уставлена низкими книжными шкафами, неудавшимися произведениями Ломери [являющимися также подарком покойного французского короля]. (Парадная библиотека ― Е.П.)  В центре стены висит мой портрет. Между двух окон помещено большое зеркало, пред которым расположена статуя лежащего Фавна в натуральную величину. Это первая копия неаполитанского оригинала, созданная в Ска-ньоле и отданная мне по моей настойчивой просьбе королевой Неаполя. В углах, около окна, стоят еще две статуи.- одна, изображающая ныряльщика, другая — Меркурия. Они также являются копиями неаполитанских оригиналов, созданных в Сканьоле. Все три статуи стоят на подставках. Мраморное покрытие низкой библиотеки украшено групповыми мраморными скульптурами. Средняя часть библиотеки имеет небольшой выступ и выделяется стоящим на ней храмом из слоновой кости моей работы с алтарем; храм украшен многочисленными янтарными треножниками и вазами. Мебель в этой библиотеке отделана светло-голубой полосатой шелковой тканью с белыми краями, украшенными гирляндами из желтофиоля. В помещении красивый карниз, расписной потолок. Почти под аркой кабинета размещается очень большой письменный стол, подобный столу Рентгена, стоящий на двенадцати колоннах из слоновой кости. Бюро изящной формы занимает приблизительно треть стола и служит основанием храму из слоновой кости с красивой прямоугольной архитектурой, на фронтоне которого изображена камея Великого Князя. На другой стороне фронтона изображен вензель Великого Князя. В храме стоит небольшая бронзовая статуя, символизирующая супружескую, сыновью и дочернюю любовь. Стоит она на восьмигранном пьедестале, на одной из граней которого изображен мой вензель, а на других — инициалы моих семерых детей, начиная с Александра, чей иензель объединен с вензелем Елисаветы, и кончая покойной дорогой Оленькой. [Этот миниатюрный пьедестал я подарила Великому Князю в прошлом году (1794), когда Оленька еще была жива, а Аннетт еще не родилась]. Я выложила инициалы детей розами и мир-той, а мои — маленькими голубыми цветочками. По краям стола стоят два подсвечника для четырех свечей. Корпус каждого подсвечника изображает усеченную колонну, на одной из сторон которой помещена камея Великого Князя. Янтарные изделия — письменный прибор, перочинный ножик, нож для резки бумаги, карандаш и ручка печати — сделаны моими руками. На печати мною выгравирован также вензель Великого Князя. В помещении имеется несколько столов работы Рентгена, а также работы местных мастеров. Две прекрасные мраморные вазы с позолоченным бронзовым орнаментом стоят около двери, ведущей в другой кабинет Великого Князя.

Этот кабинет (Ковровый кабинет, до того, как в нем развесили шпалеры – Е.П. ) украшен красивыми низкими шкафами с золочеными выступами. Потолок в нем расписан под фрески. Красивый камин находится между двух окон; над ним висит роскошное зеркало, а сам он украшен ансамблем из фарфоровых ваз. Рядом с камином с двух сторон стоят пьедесталы с большими фарфоровыми вазами. Противоположная стена имеет закругленную форму; в ее центре можно выделить большой письменный стол, стоящий в длину и украшенный великолепными часами и канделябрами. Рядом со столом помещаются две усеченные мраморные колонны с очень красивыми мраморными статуями. Вдоль других стен стоят прекрасные алебастровые столы с вазами. Мебель обита тканью желтого цвета с изображением гирлянд сирени по краям. Таково описание наших покоев.

Теперь я перейду к описанию парадных помещений и начну с гостиной Великого Князя, куда мы проходим из последнего кабинета. (Зал войны ― Е.П.)

У нее закругленная форма; в стенах имеются четыре ниши: в одной из них стоит печь, а в трех остальных — по дивану. Гостиная отделана белым искусственным мрамором; карниз в ней позолочен, потолок расписан; рядом с нишами стоят большие торшеры с позолоченными изображениями военных доспехов и оружия. Мебель обита сиреневой тканью, отделанной по краям желтофиолей. Моя гостиная, (Зал мира ― Е.П.) куда можно войти из моей библиотеки, имеет ту же форму и тот же по стилю орнамент, что и гостиная Великого Князя, с той лишь разницей, что в его гостиной орнамент символизирует войну, а в моей — мир. Стены также отделаны белым искусственным мрамором; карниз позолочен; в помещении стоят торшеры с красивыми бронзовыми канделябрами. Мебель отделана светло-зеленой тканью с каймой, покрытой изображениями роз. Две наши гостиные отделены от большого зала арками.

 Большой зал (Греческий зал ― Е.П.) имеет удлиненную прямоугольную форму и украшен колоннами из искусственного мрамора под зеленый античный мрамор и роскошным карнизом; капитель колонн сделан в коринфском стиле; стены отделаны белым искусственным мрамором; в стенных нишах стоят статуи, являющиеся копиями знаменитых античных оригиналов. Это один из самых великолепных залов, даже несмотря на отсутствие в нем позолоты. Два прекрасных камина из мрамора и бронзы гармонируют по стилю орнамента с окнами. Дверь выполнена из древесины ценных пород и украшена бронзой. В зале имеются четыре больших стола с золочеными ножками: один из столов сделан из настоящего зеленого античного мрамора, второй — из малахита, а два других из красивого итальянского мрамора черного и белого цвета. Столы украшены вазами из порфира и восточного алебастра, а также канделябрами. На каминах также стоят канделябры и большие вазы из старого голубого японского фарфора с бронзовым орнаментом. Некоторые из этих ваз составили часть наследства моих дорогих родителей. Мебель имеет красивый скульптурный рисунок и позолоту. В помещении стоят четыре дивана. Ткань занавесей и обивка стульев выполнены белой шелковой тканью с вышитым цветочными гирляндами краем, так же, как и медальоны стульев, кресел и диванов.

Из этой гостиной пройдем в Итальянский зал, где мы обедаем время от времени. Этот зал имеет характерную круглую форму; освещен он сверху; стены в нем отделаны искусственным мрамором сиреневого и белого цвета и украшены мраморными барельефами. В четырех нишах стоят прекрасные мраморные статуи. Мебель и занавеси балконов драпированы голубой тканью, вышитой серебром; карниз украшен золотом. Из Итальянского зала пройдем в вестибюль с большой лестницей.



Tags: интересное в Петербурге и не только
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments