Never be ordinary! (elpervushina) wrote,
Never be ordinary!
elpervushina

О способностях

Вчера в ответ на мой пост http://elpervushina.livejournal.com/96156.html
(вообще-то целиком и полностью стыренный у wolf_kitses, ) пришло интересное письмо. И кое-что в нем мне показалось достойным отдельного поста.

 

 

Автор письма artemis r сначала цитирует исходный пост:

 

"Джакобс и Экклз впоследствии проверили, как точка зрения родителей повлиял на восприятие детьми собственных способностей. Как и следовало ожидать, те матери, у кого гендерные предубеждения были выражены наиболее ярко, считали, что их дочери не отличаются склонностью к математике, а зато сыновья, думали они, обладают хорошими математическими способностями. Матери, не разделявшие стереотипных мнений, не думали, что у их дочерей способности меньше, чем у сыновей. Мнения родителей оказали сильное влияние на детей, о которых шла речь. Дочерям женщин с сильными гендерными стереотипами казалось, что они неспособны к математике (Jakobs, Eссles, 1992). У дочерей тех женщин которые не придерживались ярко выраженных гендерных стереотипов, не наблюдалось подобных саморазрушительных тенденций."

Затем пишет:


ПОчему здесь исключается, что низкая способность к математике влечет за собой низкую оценку математических способностей как со стороны женщины, так и со стороны ее ребенка?
И почему низкая оценка способностей по математике - саморазрушительная тенденция?
Вот у меня моим пацанам медведь на ухо наступил. Является ли разрушительной тенденцией моя оценка их музыкальных способностей?
Если у меня родится девочка, у которой будет музыкальный слух - буду ли я дискриминировать своих сыновей, признавая у них отсутствие слуха?

 

Что я имею на это сказать. А вот что:

 

По моему мнению, фраза «У него (у нее) двойки о математике, потому, что нет способностей», является таким же «псевдоответом», как и фраза «Он дерется потому, что он мальчик». То есть ответом, который мешает увидеть суть проблемы и пути выхода из нее.

Сразу оговорюсь, речь не идет о таланте или гениальности, которые в первую очередь примечательны тем, что могут открыть нечто новое и неожиданное. Речь идет о пресловутых «способностях» которые позволяют без запредельного труда научиться тому, что умеют многие (хотя и не все).

Есть два подхода к выявлению способностей. Первый ― подход хед-хантера. Для него важнее всего результат. Он берет сто детей, дает им по 100 математических задач, выбирает 10 детей, у которых наибольшее число верных ответов и объявляет их «способными к математике». Причины этих способностей, как и причины неспособности 90 остальных детей его совершенно справедливо не волнуют.

Родители находятся в другой ситуации. Они всегда имеют дело с вполне конкретным ребенком. И если у конкретного ребенка двойки по математике, родителей как раз больше всего волнует вопрос: «почему?»

Так вот ― почему?

Три варианта навскидку:

1) «Пропущенное звено». Мой муж рассказывал мне, как одному из его однокурсников пришлось  уйти с 1-ого куса Политеха просто потому, что когда-то в 5-ом классе он пропустил несколько уроков о математике на которых проходили дроби. Никто почему-то не обратил на это внимания, и парень благополучно доучился до 10 класса, как-то обходя по кривой непонятную тему, затем так же поступил в институт (видимо просто повезло), а как только началась «вышка» он мгновенно спекся. Преподаватели его тянули изо всех сил (парень был старательный и кроме того у него был так называемый «зеленый палец» ― как раз таки талант к починке и отладке всякой техники). Но по математике он как был нулем, так и остался. В конце концов бросил институт и ушел в механики.

Это, конечно, крайний вариант, и тут всякий скажет, что дело не в отсутствии способностей, а в дурацком стечении обстоятельств.

Однако у меня есть ощущение, что для многих детей таким «пропущенным звеном» является формальная логика. Почему-то у нас принято, обучать школьников логике через математику, а логику как науку оставлять для первых курсов ВУЗов, когда, собственно говоря уже поздно J Между тем, естественнее и «логичнее» было бы сначала выделить общие законы логики, а потом проиллюстрировать их на примере математики. У 7 ― 8 -леток логическое мышление в норме хромает. Поэтому, многие из них не могут ухватить самой сути математического метода и математика для них быстро превращается в неупорядоченную кучу разрозненных фактов, понять и запомнить которую физически невозможно. А со стороны и невнимательному  взгляду это покажется «отсутствием способностей».

2). «Физиологическая проблема». Математика в частности требует сосредоточенности и хорошей кратковременной памяти. Соответственно если у ребенка дефект произвольного внимания или кратковременной памяти, причем дефект не грубый, проявляющийся только при пиковых нагрузках, математика будет трудна для него, и это также может трактоваться как отсутствие способностей. А между тем пара месяцев специальных тренировок сделает ребенка вполне способным.

3) «Лень». На самом деле тут речь не всегда о лени. Просто по каким-то причинам ребенок не готов отдать занятиям достаточно времени и сил. Причины тоже могут быть разными.

― отсутствие интереса (Как можно интересоваться тем, о чем ничего не знаешь? Как можно узнать что-то, если не интересуешься?)

― боязнь ошибки

  неприязнь к учителю, перенесенная на неприязнь к предмету

― просто сосредоточенность на чем-то другом (что в принципе разумно,  одной задницей на все стулья не сядешь).

Так что вместо того, чтобы говорить, что «у ребенка это не получается, потому, что у него нет способностей» гораздо эффективнее спросить себя:

― Насколько эти знания-умения необходимы ребенку?

― С чем могут быть связаны его трудности?

― Как ему помочь?

 

Музыкальный слух, в частности, прекрасным образом развивается, если есть желание клиента + педагог владеющий соответствующей методикой.

 

Приведу один пример из своей области. Недавно я редактировала большой роман. Переводчик присылал мне его на редактуру по главам. После первой главы я сделала вывод, что у человека напрочь отсутствуют какие бы то ни были литературные способности, более того: он просто не умеет связно выражать мысли в письменной форме. Но обучение и воспитание переводчиков в мои задачи не входит, так что я просто правила главы и посылала обратно. Через полгода я заметила, что речевых ошибок на абзац становится меньше, еще через полгода редактура перестала быть сизифовым трудом, а еще через год в последних главах я уже вносила одну правку на две-три страницы. Т.е. имея перед собой просто исправленные образцы без всяких пояснений, человек смог развить свои способности от полного нуля до твердой пятерки.

Так что возможно в старой шутке: «― Вы умеете играть на скрипке? ― Не знаю, не пробовал», больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Если пробовать играть на скрипке каждый день, в один прекрасный день вполне может оказаться, что у тебя есть способности J.

 

Tags: о воспитании
Subscribe

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • А вы слышали?

    "В аду есть специальный этаж для женщин, которые не помогают друг другу" Услышала эту фразу в норвежском детективном сериале. Причем,…

  • Любимые сказки

    Кто уже посмотрел "Игру престолов" и поудивлялся количеству напалма в одном отдельно взятом драконе, могут почитать эту статью о страшных…

  • Неожиданное

    Только что узнала и удивилась. Угадайте, когда в Росии был издан закон, разрешающий женам распоряжаться своим имуществом независимо от мужей? 1. При…